Дсоноква
В широком смысле, название Дсоноква (Dzonokwa) обозначает в мифологии индейцев северо-западного побережья Северной Америки класс сверхъестественных существ, чаще женского пола. Дсоноква (у каждого племени даже внутри народа квакиутль есть свое название этого существа) живут в самой чаще леса, это свирепые великанши, а также людоедки, похищающие у индейцев детей, чтобы затем съесть их.
У людей двойственные отношения с Дсоноква. С одной стороны это существо враждебно людям, кровожадно, однако, с другой стороны Дсоноква обладает огромными материальными богатствами и умениями, в которых нуждаются индейцы. Отсюда, в мифах Дсоноква часто оказывается побеждена хитростью людей и убита, а богатства, как и сверхъестественные способности становятся наградой людей за смелость и хитрость. [MORE=Далее] Каков бы ни был пол этих существ, а в мифах встречаются и мужские варианты, рассказчики наделяют Дсоноква большими женскими грудями, поэтому чаще всего в описании это «она», а не «он». «Черная великанша», как иногда ее называют, изображается в мифах с заросшими бровями, глубоко посаженными глазами, с длинными густыми волосами, наморщенным ртом с крупными губами и впалыми, как у трупа, щеками. Ваятелям (резчикам) квакиутль нравится изображать Dzonokwa; известны и ее многочисленные маски, с характерными чертами, позволяющими легко ее идентифицировать. Эти маски — черные или, скорее, в их декоре превалирует черный цвет. Чаще всего у них отделка из черной шерсти, изображающей волосы, бороду, усы (чем украшены даже женские экземпляры). Маскированные танцоры накрывались черной накидкой, либо медвежьим мехом или мехом темной масти. Стилистика масок Дсоноква основана на вогнутости черт лица - глаза, погружены в глубь орбит, пустые или полуприкрытые. Вогнутость не ограничивается глазами - щеки также впалые, как и другие части тела, когда Dzonokwa изображается стоящей. Все мифы, относящиеся к Людоедше, делают из нее обладательницу сказочных богатств, спонтанно предлагаемых ею своим протеже, либо люди ими завладевают, убив ее или обратив в бегство. Она неуклюжа и подслеповата, однако эта неуклюжесть не слишком поражает, поскольку данный персонаж связан с землей. Как и земля, Дзоноква переживает все этапы и состояния: пробуждение, расцвет, накопление сил, засыпание. На зимних праздниках и ритуалах она изображается сонной и неуклюжей, готовой в любое время продолжить свою зимнюю спячку. Земное происхождение Dzonokwa объясняет ее постоянные кражи у людей рыбы, ибо она сама лишена продуктов воды. Ее богатства, какими их описывают мифы, оказываются исключительно земного происхождения: изделия из меди, меха, дубленые кожи, сало и мясо четвероногих, сушеные ягоды: "О, какие там видели богатства! Но никакой пищи из рек [...] ведь все, что у нее есть предложить гостям, это сушеное мясо". Мифы о Дзонкова многочисленни и разнообразны, вот пример одной распространенной версии: Нимкиш рассказывают, что, для того чтобы заставить замолчать ребенка, непрерывно плакавшего, ему погрозили людоедкой. Глухой ночью ребенок сбежал, и Dzonokwa похитила его. Она увлекла его с собой под землю; слышно было, как он кричит, но не могли до него добраться. После напрасных попыток прекратили поиски. Людоедка увела ребенка далеко в глубь территории. Но маленькая жертва была хитра: под предлогом того, чтобы дать своей стражнице магическое средство, предназначенное приукрасить ее, ребенок убил ее и сжег на костре. По возвращении в деревню он рассказал о своем приключении. Они отправились к Dzonokwa и завладели всеми ее богатствами: консервированными ягодами, сушеным мясом, мехами... Отец юного героя раздал их во время потлача. В славянской мифологии нет более близкого к Дзоноква пресонажа, чем Баба Яга. Те же черты в изображении, кража и пожирание младенцев, обладание сверхспособностями и богатствами земли. |
Thursday, April 7, 2016
Dzonokwa
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment