Tuesday, April 12, 2016
Malta
Одними из самых загадочных мест на Земле являются древнейшие сооружения Мальты. Это храмы, катакомбы, обсерватории. Они даже старше египетских пирамид. А вот кем они построены и для чего – для нас загадка. Раскопки показали, что цивилизация существовала восемь тысяч лет тому назад. Возможно, именно от мальтийцев шумеры и получили свои знания. Предполагается, что мальтийцы, обладающими высокими технологиями, принимали участие в строительстве Стоунхенджа.
Сам остров исполосован вдоль и в поперек большими колеями, похожими на сеть беспорядочных рельсов или колеи от телег. Некоторые из них очень глубокие. Некоторые считают, что такие колеи могли образоваться от постоянной езды на колесницах, колеса которых составляли бы два метра диаметром и изготовленные из металла или другого прочного материала. Но на Мальте не найдено ни одного колеса, даже деревянного, не говоря уже о металлическом. Уфологии приписывают колеям инопланетное происхождение. Другие энтузиасты допускают, что Мальта – это часть затонувшей Атлантиды и следы оставили могучие атланты.
Давайте узнаем про это место подробнее …
[more]
Таинственные мегалитические святилища Мальты на 1000 лет старше египетских пирамид. Загадочные сооружения, имеющие, скорее всего, культовое назначение, построены из громадных каменных глыб весом в несколько тонн. Перемещение таких тяжестей является трудной задачей даже при современном уровне развития техники. Как их передвигали 6-7 тысяч лет назад — полная загадка. Не менее поразителен так называемый гипогей — вырубавшийся в скалах и служивший на протяжении нескольких веков храмом-усыпальницей древнего религиозного культа. Около 2000 года до н. э. след таинственного древнего народа, создавшего уникальные памятники, внезапно обрывается. Что стало причиной исчезновения цивилизации — эпидемия, завоеватели, или массовое переселение — навсегда останется для нас загадкой. Другой заметный след своего пребывания оставили на Мальте рыцари ордена Св. Иоанна — иоаниты, которые появились на острове около 1500 года до н. э. Нельзя сказать, что в промежутке между мегалитическим периодом и приходом рыцарей на Мальте ничего не происходило.
На протяжении 3500 лет, разделяющих эти культуры, здесь побывали и финикийцы, и карфагеняне, и греки, и римляне. Орден рыцарей-иоанитов появился в начале второго тысячелетия новой эры в Святой земле. Первоначальная задача ордена — уход за ранеными и больными, забота о бедных. Постепенно рыцари взяли на себя функции ‘солдат Христовых’ и стали заниматься защитой паломников и бороться с ‘неверными’. Однако, не устояв перед натиском мусульман, иоаниты переместились сначала на о. Родос, а потом на Мальту, которую они получили в лен от императора Карла V. Появление рыцарей оживило мальтийскую жизнь. Стали развиваться торговля, строительство госпитальных и оборонительных сооружений. У жителей острова появилась работа. Деньги стекались на остров из пожертвований и доходов от владений ордена. Еще один источник — грабежи мусульманских торговых караванов.
В 1565 году Сулейман Великолепный выступил против Мальты с большим флотом и многочисленной армией, собираясь положить конец ордену. Рыцари под предводительством Великого Магистра Жана Паризо Валетты и при поддержке резервной армии с Сицилии успешно отразили нападение, защитив южную оконечность Европы от турок. В честь Великого Магистра столица острова получила название Валетта. После победы наступил расцвет архитектуры и культуры. Но постепенно с потерей значения рыцарского движения остров стал приходить в упадок. Когда в 1789 г.
Наполеон захотел на пути в Египет ‘сделать привал на Мальте’, рыцари сдались без боя, несмотря на сильные крепостные укрепления. Французское господство длилось два года, после чего мальтийцы освободились от него с помощью англичан. Более 150 лет, вплоть до конца второй мировой войны, остров использовался англичанами как военно-морская база. В 1964 г. Мальта объявила о своей независимости, а в 1974 г. стала республикой.
Колея Мальты
Средиземноморские острова Мальта и Гозо называют «остатками Атлантиды» и «европейской пустыней Наска» из-за одной особенности: там, где на поверхность выходят коренные породы, почти всюду видны параллельные борозды или колеи. Эти колеи иногда уходят под воду, где скрываются под слоями ила и песка. Когда-то их было больше, но за истекшие века многие колеи исчезли под домами и дорогами.
Типичная колея, поврежденная эрозией.
Глубина колей, прорезавших известняк, колеблется от 2 до 67,5 см, причем в некоторых местах глубина может изменяться на 10-15 см на протяжении 200 метров. Поперечное сечение колей разное, но обычно сверху они шире, чем на дне, образуя U- или V-образный профиль. Ширина колеи у поверхности колеблется от 8 до 53 см, на дне от 6 до 14 см. Среднее расстояние между колеями — 1,4 м. Телеги, которые использовались на Мальте вплоть до начала ХХ века, имели такую же ширину оси, их можно было без труда закатить в древнюю колею. То, что колеи очень древние, было понятно сразу: некоторые могилы финикийцев, владевших островами с 800 года до н. э. по 218 г. до н. э., вырублены в известняке поверх колей.
Сами колеи не вырубались: создается впечатление, что когда-то здесь лежала грязь, по которой ездили телеги, а потом она превратилась в камень. Правда, тут есть одно «но»: следов лошадей, быков или людей, которые тянули телеги, нигде не видно. По сторонам некоторых колей есть параллельные углубления, возможно, кем-то протоптанные, но нет отдельных следов. В 1955 г. компания «Би-Би-Си» провела эксперимент, запустив в колеи колесную телегу, сани и волокушу. Только волокуша смогла проехать по древней колее и не застрять. Однако тщательное изучение среза одной из колей доказало, что она могла быть оставлена только высоким колесом
Схема расположения колей.
До тех пор, пока колеи изучались историками, оставались загадки: как могли древние телеги прорезать колеи в твердом камне? Сколько тонн надо было нагрузить или сколько раз проехать по одному месту? Почему колеи исчезают под водой?
На эти вопросы ответили в 2008 году геоморфологи Дерек Моттерсхед, Алистер Пирсон и Мартин Шефер из Портсмутского университета. Они взяли пробы пород в тех местах, где видны колеи, и проверили их на прочность в сухом и влажном виде. Как оказалось, известняки Мальты непрочные даже в сухом виде и при увлажнении теряют до 80% прочности
Поперечный срез колеи с характерным перекосом, доказывающим, что она оставлена колесом.
Ученые рассчитали вес телеги, исходя из размеров колеи и предположив, что у нее было всего два колеса, целиком вырубленных из дерева и не разделенных на спицы, обод и ступицу. Получилось порядка 250 кг. В большинстве мест Мальты для того, чтобы продавить колею в горных породах в увлажненном состоянии, достаточно веса самой телеги, а в сухом состоянии — телеги плюс не очень большой груз (600-900 кг). Если вспомнить, что колеи появились во времена строительства дольменов и неолитических храмов и многие из них начинаются в каменоломнях, понятно, что с тяжелыми грузами у древних жителей Мальты не было проблем
Схема сети колей в Misrah Ghar il’Kbir, прозванная англичанами «Clapham Junction» в честь лондонского вокзала.
В неолитические времена поверхность островов была ровнее, а голые скалы и неровности прикрыты тонким слоем почвы. Колеи, врезавшись в почву, после первой же поездки доходили до известняка и проникали в него. Потом почву унесла эрозия, а то, что осталось, жители вынуждены были тщательно сохранять за защитными стенками. Во времена, когда островом владели арабы, туда даже привозили землю на кораблях. Строительство храмов и дольменов подорвало экологию острова, который уже не мог прокормить прежнее население. Те, кто выжили, не смогли сопротивляться экспансии финикийцев.
Но почему часть колей уходит в море? Карел Хьюгс, изучая геологию островов Мальта и Гозо, нашел следы «сравнительно недавней геологической нестабильности»: свежие разломы, поднятия, сдвиги, перерезающие многочисленные пещеры на острове, перемещенные отложения. После столь мощных катаклизмов, которые продолжались и в исторические времена (землетрясение 1693 г., сопровождающееся цунами, до сих пор помнят на Мальте), часть береговой линии вместе с колеями могла уйти под воду. К тому же за последние 3000 лет уровень Средиземного моря заметно поднялся, что не могло не сказаться на мальтийском побережье.
Загадка «дорог» рождает массу предположений. Мальтийский архитектор Джордж Гронье де Вассе, например, в свое время доказывал, что Мальта — часть затонувшей Атлантиды. Стало быть, и «рельсы» остались от атлантов, которые по ним что-то возили. Может быть, даже под воду.
Уфологи сравнивают колеи с рисунками на плато Наска. И приписывают им инопланетное происхождение: мол, братья по разуму исчеркали остров лазерным лучом. Местные ученые над этим смеются. Но сами ничего путного не придумали.
— «Рельсы» проходят вблизи древних храмов (в то время их было больше 40, сейчас осталось около 20. — Ред.), значит, по ним доставляли многотонные каменные блоки для строительства, — полагает куратор археологических исследований департамента «Наследие Мальты» Катя СТРАУД. — Возле некоторых храмов было найдено много известковых шаров диаметром 40 — 60 см. Их могли использовать как подшипники. Прорубали каменными орудиями колеи, выкладывали в них шары, сверху ставили плиту, а на нее — груз. Так и катили. Причем, прокатив плиту вперед, могли задние шары брать, переносить вперед и дальше катить.
Но вот незадача: большинство борозд, во-первых, проложено в пустынных местах, вдали не только от храмов, но даже поселений, а во-вторых, сечение борозд в основном — «корыто», а не полукруг, который бы остался от шаров. Да и выдержат ли известняковые шары давление глыб весом в несколько тонн? И кто вообще это транспортное средство толкал или тянул?
— Возможно, что эти колеи могли быть искусственными каналами для сбора дождевой воды, — рассуждает историк Стефан Флориан. — Блокировали борозду с двух сторон и вычерпывали.
Но почему их надо было делать парами? С таким же успехом можно предположить, что по бороздам подавали воду жителям: по одной — холодную, по другой — горячую.
Интересное объяснение мальтийскому артефакту дал российский геолог, выпускник Петербургского Горного института, проработавший 15 лет в районах Крайнего Севера России, а ныне бизнесмен Дмитрий БЕХ-ИВАНОВ.
— Все просто: никто не долбил известняк, не истирал его в пыль колесами, — пояснил Дмитрий Эвальдович. — Проехали по грязи — и след готов. Отсюда и несовершенство геометрии отпечатков — их никто не делал специально.
— Грязь? — искренно удивилась я. — Мальта же — это камень, сплошной известняк!
— Твердым он стал сейчас, — сообщил геолог. — А когда-то Мальта и Гозо были покрыты мягкими, как глина, карбонатными илами, которые позже, высыхая, образовали камень-известняк. Колеи оставлены деревянными санями, в которые впрягались жители и так перевозили грузы. Для перемещения по грязи сани — лучший транспорт.
— А что мальтийцы возили так далеко через весь остров?
— Они на санях эвакуировались, чтобы спастись. На Мальте произошла какая-то катастрофа, земля во многих местах вздыбилась. И уцелевшие люди, населявшие берега водоемов, оказались в одночасье вдали от воды, окруженные болотной жижей. Собрав весь свой скарб, стали уходить на новое место жительства, к воде. Поэтому «рельсы» и идут с гор в низины. И не на дно моря, а к воде. И отпечатки ног людей я нашел.
Гипотеза Бех-Иванова тоже не без загвоздки. Колеи встречаются в двух слоях так называемых «коралловых известняков»: верхнем и нижнем. Возраст первого геологи оценивают в 5 — 7 млн. лет. А второго — в 25 — 35 млн. лет. Получается, что люди жили на Мальте в то далекое время?
Может быть, и так. Хотя сам ученый не исключает, что 6 — 7 тысяч лет тому назад на Мальте могла произойти катастрофа, которая сдвинула и смешала известняки.
О том, как и для чего были созданы диковинные борозды, было выдвинуто немало гипотез. Согласно одной из них, это следы от тележек, в которые были впряжены тягловые животные. Однако опыт показал, что тележки не смогли бы маневрировать в колеях, так как радиус поворота у них очень мал. Есть предположения, которые даже неловко анализировать. например, что борозды – это письмена, которые видны только с воздуха. Или же это остатки транспортной системы, соединявшей Европу с Африкой.
Самой удачной, на первый взгляд, кажется гипотеза, связанная с сотнями шаров из мягкого известняка, которые найдены на острове. Ее авторы высказали предположение, что эти шары служили опорами платформ, на которых перевозили многотонные каменные блоки на строительство храмов, которых сохранилось на Мальте 23 штуки. Но следы от шаров имели бы закругленную форму, а на самом деле они корытообразные. Тяжести больших глыб известняковые шары не выдержат, а ради малых стоило ли огород городить? Да и невозможно доставлять грузы по столь запутанным колеям…
Мегалиты Мальты
Почти все побережье Мальты представляет собой живописные скалы, пронизанные многочисленными пещерами и гротами. Их так много, что создается впечатление, будто в толще скал находится еще один город – подземный. И в этом есть доля истины, потому что на Мальте имеется несколько больших подземных храмов.
Один из них – храм Гипогей – находится в местечке Паола. Он выдолблен в цельной скале на глубине 11 метров, расположен на трех уровнях, имеет 33 помещения общей площадью 500 квадратных метров. Загадка храма состоит в том, что в, так называемой, палате Оракула эхо отзывается только на мужской голос и разом со всех сторон! К сожалению, фотосъемка в храме запрещена, фотоаппараты сдаются на хранение при входе, поэтому проиллюстрировать сказанное нечем.
Не менее впечатляют и наземные мегалитические сооружения острова. Все слышали о легендарном Стоунхендже в Великобритании, но не все знают, что на Мальте имеется несколько подобных построек из огромных каменных глыб. Крупнейший из храмовых комплексов называется Хаджар-Им. Безымянные строители возвели его в 3600-3200 годах до н. э. В качестве строительного материала был использован местный известняк. Планировка храма вполне типична для остальных подобных сооружений на Мальте – он состоит из нескольких помещений округлой формы, соединенных между собой ходами. Главный вход сложен из массивных каменных плит – двух вертикальных и двух горизонтальных.
В некоторые помещения ведут овальные проемы, вырубленные прямо в плитах, отчего внутренняя часть сооружения отдаленно напоминает подводную лодку. Огромные размеры глыб, из которых сложены стены, непременно заставляют задавать себе вопрос: «Как голыми руками, без строительной техники, можно было построить подобное?! Кто и как переносил эти гигантские глыбы?» Воображение рисует циклопа, для которого подобное занятие было чем-то вроде игры в конструктор «Лего».
Стены храма сложены из огромных каменных глыб
В полукилометре от Хаджар-Им, ближе к берегу моря, расположен еще один мегалитический храм, который носит имя Мнайдра. Его возвели в 4 тысячелетии до н.э., а обнаружили во время раскопок, производимых археологом Дж. Вэнсом в 1840 году. Первый план храма составил в 1871 году исследователь Джеймс Фергюссон. В 1901 году его существенно уточнил доктор Альберт Майр. При раскопках в 1949 году нашли ценные артефакты – две статуи, две большие чаши и инструменты, использовавшиеся при строительстве. В 1992 году мегалитические храмы Мальты были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Опорные столбы украшены большим количеством высверленных отверстий
В плане храмовый комплекс Мнайдра напоминает кленовый лист, сложенный из крупных известняковых плит. Комплекс состоит из трех храмов – Верхнего, Среднего и Нижнего, не соединенных между собой переходами. В Верхний храм ведет дверной проход в виде отверстия, вырубленного в известняковой плите, установленной вертикально. Возможно, первоначально помещение имело сводчатый потолок, хотя трудно представить, как могла держаться подобная конструкция. Камни, выполняющие роль опор, украшены отверстиями, просверленными в виде горизонтальных рядов.
Средний храм является самым молодым из зданий комплекса Мнайдра. Наиболее впечатляющим выглядит Нижний храм, внутренние поверхности стен которого украшены спиралевидными узорами и зубцами, а в плитах вырезаны овальные проходы или окна. Исследователи считают, что он использовался с астрономическими или календарными целями, поскольку во время весеннего и осеннего равноденствий солнечный свет проходит через главный портал и освещает основную ось здания. Остальные храмы, по всей видимости, использовались для жертвоприношений, поскольку возле алтарей были найдены кремневые ножи и кости животных. Помещения были даже обставлены мебелью – каменными скамьями и столами.
Дверные проемы вырезаны очень тщательно
В настоящее время возле храмовых комплексов действует музей, где хранятся находки, сделанные археологами во время раскопок. Имеются макеты мегалитических храмов, где можно, меняя источник освещения, посмотреть, как выглядят мегалиты в разное время года и суток. Для детей предназначен специальный конструктор, где из деревянных «глыб» реально собрать свой собственный мегалитический храм. Не забыты и элементы интерактивности – посетители могут попытаться обработать глыбу известняка или на макете попробовать транспортировать готовые плиты. Музей открыт ежедневно с 9 до 19. Стоимость взрослого билета – 9 евро, детского с 12 до 17 лет – 6,50 евро, детского с 6 до 11 лет – 4,50 евро.
Еще одним загадочным объектом на территории Мальты является пещера Гджар Далам (Għar Dalam), расположенная на окраине поселка Бизерббуджа. Она является не рукотворным, а природным объектом, и, тем не менее, представляет собой большую загадку. В ней обнаружены следы наиболее раннего пребывания человека на Мальте около 7400 лет назад. Но это не главное. Пещера является настоящим доисторическим кладбищем вымерших животных. Здесь было найдено несколько слоев костей бегемотов и карликовых слонов, черепах, птиц и других представителей древней фауны.
Закономерно возникает вопрос – как возникла подобная концентрация костей в локальном месте? Кто и зачем собирал эту экзотическую коллекцию? Масла в огонь добавляют загадочные колеи, которые буквально выдавлены в каменном плато и ведут от пещеры к берегу моря, уходя под воду. Невольно закрадывается предположение, что останки животных кто-то свозил в хранилище. Причем продолжалось это долгий период времени, а иначе как объяснить появление колеи в камне.
К слову сказать, в настоящее время на Мальте из диких животных водятся только грызуны, а здесь речь идет о большом количестве крупных животных. Правда, геологи считают, что примерно 5 тысяч лет до н.э. Мальта была соединена с Сицилией перешейком, благодаря чему здесь могли оказаться слоны и другие крупные животные, а также человек. Позже Мальта отделилась от материка, что изменило качественное состояние фауны – здесь появились карликовые слоны и огромные черепахи. Потом они исчезли вовсе. Однако, это не объясняет появление крупного «месторождения» их останков, сконцентрированных в одном месте.
Гджар Далам впервые обнаружили еще в 1647 году, но научно обследовали лишь в 1885 году, а для свободного посещения открыли в 1933 году. Правда, из 144 метров для посетителей доступны лишь первые 50 метров, но и этого достаточно, чтобы составить представление о ее масштабах. Во время Второй мировой войны ее использовали в качестве бомбоубежища. После войны на ее базе организовали Музей естественной истории. В 1987 году итальянские археологи, продолжая раскопки, обнаружили изображения человеческих рук, фигур животных, в том числе, слонов. Сейчас многочисленные находки можно увидеть в музее. Здесь также имеются экспозиции, посвященные истории образования самой пещеры, научным исследованиям и загадочным находкам, объяснения которым не найдено до сих пор.
Музей открыт ежедневно с 9 до 17. Стоимость взрослого билета – 5 евро, детского с 12 до 17 лет – 3,50 евро, детского с 6 до 11 лет – 2,50 евро.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment