Friday, April 8, 2016
France, chateau Alexandre Dumas
Недалеко от Парижа находится замок Монте-Кристо (Chateau de Monte-Cristo), с которым связана удивительная история, а герой которой – Александр Дюма-старший.
Роман «Граф Монте Кристо», самое известное, после «Трёх мушкетёров» произведение Дюма вышел в 1844 году, и его успех превзошёл все ожидания. В этой книге Александр Дюма описал свои собственные мечты: шикарная, лишённая забот жизнь, в которой нет места денежным проблемам, восточная невольница, потакающая любым прихотям, зависть и восхищение окружающих.
[more=ДАЛЕЕ...]
Пережив всё это посредством Эдмона Дантеса, Дюма, который никогда не проводил чёткой линии между собой и героями своих произведений решил воплотить в жизнь свою мечту.
Купив 2 гектара земли у местного жителя, Дюма с воодушевлением начал претворять в жизнь свою мечту. Строительство требовало немалых денег, так как участок попался болотистый. Для обеспечения прочности здания было принято решение об углублении фундамента замка Монте-Кристо, благодаря чему Дюма обрел еще и отменные подвалы для хранения вин. На протяжении строительства замка Дюма продолжил скупать соседние участки, расширяя площадь своего поместья.
На 25 июля 1847 года было намечено открытие дверей замка, на строительство которого ушло два с половиной года и сумма в 500 тысяч франков. На торжественный праздник в замок прибыло более 600 гостей. Они выпивали, прогуливались и веселились в замке, отдыхали в прилегающем к усадьбе саду, украшенном на всю широту фантазии владельца.
Результат был впечатляющий: красивое, величественное здание, окружённое большим парком, разбитым на английский манер. Парк украшают скульптуры великих людей – Гомера, Софокла, Шекспира, Гёте, Байрона и других, а также самого Дюма. Над входом красуется девиз владельца замка: «Люблю тех, кто любит меня». На каждом из трёх этажей по пять маленьких комнат, каждая в своём особенном стиле. Главный зал – белый с золотом – выражен в стиле Людовика XV, любимая комната Дюма – восточная, украшенная диковинной мебелью, специально привезённой из Туниса.
В двухстах метрах от замка возвышается уменьшённая копия замка Иф. На каждом камне этой маленькой крепости высечено название одного из произведений Дюма. Весь первый этаж занимает одна комната, её лазурный потолок усыпан звёздами.
Стены обтянуты голубым сукном, над резным камином – рыцарские доспехи. Спиральная лестница ведёт в келью, где Дюма иногда проводит ночь.
Убранство здесь самое скромное: железная кровать, стол из некрашеного дерева и два стула – это всё, что находится здесь. Дюма будет устраивать в замке праздники, а пока гости веселятся - работать наверху или приходить сюда, где никто не будет мешать ему писать, выходя только на фейерверки, которые он так любил.
Из письма Оноре де Бальзака Эве Ганской: «Ах, «Монте-Кристо» - это одно из самых прелестных безумств, которые когда-либо делались. Он – самая царственная из всех бонбоньерок на свете. Дюма уже израсходовал 400 тысяч франков, и ему понадобится ещё 100 тысяч франков, чтобы закончить замок. Но он во что бы то ни стало осуществит свой замысел. Вчера мне удалось узнать, на какой земле построен этот маленький замок.
Земля эта принадлежит крестьянину, который продал её Дюма по устной договоренности так, что в любую минуту, если ему вдруг вздумается распахать своё поле и сажать на нём капусту, он может потребовать снести замок. Это даёт вам некоторое представление о характере Дюма! Строить этакое чудо, ибо замок – поистине чудо, хотя и незавершённое – на чужой земле, не имея никаких документов, подтверждающих твои права! Крестьянин может умереть, а его дети, пока ещё несовершеннолетние, не захотят сдержать слово, данное их отцом!..
Если бы вы увидели этот замок, вы бы тоже пришли в восторг от него. Это очаровательная вилла…и, помимо прочего, она стоит у воды!… Дюма обязательно её достроит. Она такая же красивая и изысканная, как портал Анэ, который вы видели в музее изящных искусств. Планировка прекрасная – одним словом, безумная рошкошь времён Людовика XV с элементами украшения эпохи Возрождения».
С первых же дней замок стал открытым домом. Здесь радушно принимают всех, кто бы это ни был, сытно кормят и кладут спать при необходимости.
Любой человек, стеснённый в деньгах, мог поселиться здесь. Когда не знали где бы пообедать, говорили: «пошли к Дюма!». В замке постоянно жило бесчисленное множество дармоедов, с многими из которых Дюма даже не был знаком.
Говорят, как-то Дюма попросил одного из своих гостей познакомить его с хозяином, на что тот ответил, что его самого кто-то сюда привёл.
Кроме вечных иждивенцев, замок населяли многочисленные звери, которых Дюма прославил, сделав героями своей книги: «История моих животных».
Ну и, конечно, в залах восхищает череда портретов и медальонов писателей и прекрасных дам, посещавших сии места. Кстати, среди прочих есть тут и русские имена. Княгиня Надежда Нарышкина, урожденная Кнорринг, например. Со своим мужем князем Нарышкиным прекрасная русская жила на большом расстоянии, он — в северной столице, она же коротала время не только в Париже, но и в замке Монте Кристо у своего возлюбленного Александра Дюма-сына. От такого неофициального русско-французского альянса появились даже две дочери. Портрет одной из них тоже можно увидеть в Пор Марли.
Кн. Надежда Нарышкина. Фото: Борис Гессель
Справедливости ради, стоит еще раз напомнить, что вообще-то Дюма не писал «Графа Монте-Кристо», да и «Три мушкетера» и многотомное их продолжение тоже не его рук дело. Имя официального автора стало известно доподлинно еще при жизни Дюма. Был даже судебный процесс. Но имя Дюма так и осталось на обложках, потому что уж что-что, а имя-то у него как раз было. А у того, кто день и ночь писал, был только талант, которого, как известно, не всегда достаточно....
Портрет младшей дочери Нарышкиной и Дюма-сына Жанин и внуков от старшей дочери. Фото: Борис Гессель
Имя литературного «негра» — Огюста Маке увековечили, назвав одну из улочек в ХVI спальном округе столицы. Беда только в том, что по ней ходят лишь жители нескольких ее домов, и ни в каких туристических гидах ее и подавно нет....
Помнится, лет десять-двенадцать назад в столичном театре Мариньи, что боком выходит на Елисейские поля, в малом зале шел спектакль двух актеров. Декорации воссоздавали келью в замке Пор Марли. Туда являлся великий романист и проверял, успел ли Огюст Маке закончить рукопись к сроку. В маленьком зальчике история подавалась без прикрас. Публика не ломилась, спектакль шел недолго
Клод Шопп, известный историограф знаменитого писателя, отзывается о владении как о пантеоне романтизма. В библиотеке замка находится вторая по значимости коллекция автографов Дюма. Сохранилась и комната в мавританском стиле, дело рук алжирского скульптора, специально выписанного из Африки. Господин Шопп уверяет, что комната эта – истинное сокровище и второй такой во Франции нет. Король Марокко Хасан II, большой поклонник творчества А.Дюма, профинансировал реставрацию приходящего в упадок шедевра арабского искусства (работы закончились в 2002 году).
Здесь было пять собак, три обезьяны, два попугая, фазан Лукулл, петух Цезарь, кот Мизуф и гриф Югурта, которого переименовали в Диогена с тех пор, как он поселился в бочке.
Естественно, такая жизнь не могла продолжаться вечно и Дюма очень скоро оказался в долгах. Несмотря на то, что в этот период Дюма был как всегда необычайно плодовит, и популярен, как никогда ранее, несмотря на то, что его пьесы собирали более полумиллиона франков каждая, его начали осаждать кредиторы, которых он радужно принимал, кормил обедами и обещаниями, давал им мелкие суммы и нанимал для них фиакр. Некоторые мелкие торговцы проходили эту продцедуру неоднократно, окупая, таким образом свои затраты в несколько раз.
К несчастью, в начале 48 года разразилась революция, и люди перестали ходить в театр. Дюма продолжал писать романы, но даже его огромные по тем временам доходы не могли покрыть расходов человека, который никогда никому ни в чём ни мог отказать.Говорили, что он сможет свести концы с концами только если будет беречь каждых грош, но Дюма не умел и не хотел жить таким образом.
Копились задолженности и вскоре, 2 января 1848 года, замок был описан, а 21 мая вся мебель и внутреннее убранство выставлены на аукцион.В конце концов на «Монте-Кристо» был наложен арест, судебные исполнители увезли всё имущество вплоть до зверей, а потом настал день, когда Дюма пришлось покинуть свой обожаемый замок – предмет его гордости, символ его величия и причину его разорения.
Еще через день состоялась продажа усадьбы за ничтожную сумму в 31,000 франков.
За свою историю замок Монте-Кристо побывал во многих руках, а в 60-х годах XX века на его территории даже была задумана постройка жилых домов. Для предотвращения этого проекта в 1969 году создали сообщество друзей Александра Дюма. Через три года объединение из трёх муниципальных образований купило усадьбу и провело реставрацию замка\
Сегодня в замок можно войти, погулять по комнатам, подняться по лестнице… Фотографировать внутри нельзя. Немного странно – ведь никаких «меморий», сиречь аутентичных предметов обстановки, в замке не осталось еще при жизни Дюма. Но вот эти витражи – может быть, они помнят прикосновения рук Дюма? Может быть, он прислонялся лбом к этому стеклу, пытаясь угадать, какая судьба ждет его замок?
Сегодня в замке развернута тематическая экспозиция, где почти нет уникальных предметов, но много любопытного для взора дюмана. На первом этаже – история семьи Дюма, его жены и любовницы, семья его сына. Фамильные портреты, портреты друзей и родственников. Второй и третий этажи – тематические залы – «Романы Дюма», «Дюма и театр», «Дюма - журналист и издатель». Любопытные карикатуры – очень многие художники обыгрывали любовь Дюма к кулинарии: то он печет книги, как пирожки, то в России от него убегает медведь, из которого Дюма хочет сделать стейк. Часто утрируются негритянские черты писателя. Не буду комментировать экспозицию подробно – если вы любите Дюма, рано или поздно доберетесь сюда сами.
Каждый час от вокзала Gare Saint Lazare отправляются поезда до Saint-Germain-en-Laye и по дороге делают остановку на станции Marly-le-Roi - именно она и нужна чтобы добраться до замка Монте-Кристо. Время в дороге занимает около получаса, а билет в обе стороны обойдется примерно в 13 Евро на человека.
Здесь Дюма мог в одиночестве запустить руки в свою сокровищницу – в тайник фантазий, образов и сюжетов, покопаться там и извлечь на свет то, что могло принести ему несколько десятков тысяч франков.
Он будто построен из творений Дюма. В стены этого убежища вмонтированы камни, несущие названия его произведений – и знаменитых, и известных, и тех, о которых сейчас знают только специалисты и дюманы.Замок и павильон выстроены из томов сочинений Дюма, но чтобы поддерживать силы защитников замка, эти произведения нужно постоянно выпускать в свет.
Дюма получал власть над мирами, создавая их. Но ему мало было создавать их в сознании своих читателей – он хотел и свою реальную жизнь выстроить по законам приключенческого жанра. Принято относится к замку Дюма с иронией, припорошенной восхищением: вот чудак, эмоциональный, порывистый, непрактичный человек… «Замок» был всего-навсего причудливой, нелепой и маленькой виллой» - пишет Андре Моруа. Маленькой? Ну, смотря с чем сравнивать. Три этажа, по пять комнат в каждом, парк, да еще и двухэтажный «Замок Иф» в придачу… Причудливой? Пожалуй. Нелепой? Но что нелепого в желании построить вокруг себя сказку? Под обаяние этой сказки попал даже практичный Бальзак – «это одно из самых прелестных безумств, которые когда-либо делались… самая царственная изо всех бонбоньерок… куда красивее виллы Памфили».
Правда, Бальзак пришел в ужас, когда узнал, что уже через полтора года Дюма был вынужден продать свой замок, и пообещал себе «еще больше работать, чтобы никогда не попасть в такое положение». Дюма тоже пытался уйти от банкротства. Сначала он продал замок подставному лицу и продолжал жить в нм, но скоро пришлось продать все окончательно
После того, как из замка была вывезена вся мебель, Дюма вышел на террасу и протянул приятелю блюдечко, на котором лежали две сливы. Пока приятель ел одну из них, Дюма смотрел на него задумчиво.
- Знаешь, а ты ведь только что съел сто тысяч франков! – заметил он приятелю.
- Как так? - тот чуть не подавился.
- Эти две сливы – все, что у меня осталось от замка Монте-Кристо. А он обошелся мне в двести тысяч.
Дюма не хотел быть практичным. Он хотел появиться в блеске и ореоле, как джинн, воздвигнуть дворец, и уйти, когда нужно, не превращая уход в трагедию. Как уплывает Монте-Кристо, оставляя своим наследникам подземный дворец на острове. Дюма своими наследниками оставил нас, своих читателей. Главное наследие, конечно – его виртуальные миры.
В 1985 году король Марокко Хассан II (Hassan II), большой почитатель творчества Дюма-отца, спонсировал восстановление знаменитой мавританской комнаты, а также другие восстановительные работы в замке.
Многие мечты Дюма, связанные с его имением, не успели найти своё воплощение при жизни писателя. Например, Дюма хотел создать литературный парк и назвать каждую аллею именем одного из своих произведений. Эта его мечта осуществилась почти через 150 лет. Сегодня, гуляя по парку, можно изучать книги Дюма, иллюстрированные сценами из его произведений.
История эта кажется невероятной, нелогичной и фантастичной, однако же она реальна, как был реален сам Александр Дюма, написавший, наряду с бесчисленным множеством других, следующие строки, дающие, возможно, ключ к пониманию истории замка Монте-Кристо:
«Vivez donc et soyez heureux, enfants chéris de mon coeur, et n'oubliez jamais que, jusqu'au jour où Dieu daignera dévoiler l'avenir à l'homme, toute la sagesse humaine sera dans ces deux mots: Attendre et espérer!»
«Живите же и будьте счастливы, мои нежно любимые дети, и никогда не забывайте, что, пока не настанет день, когда господь отдернет пред человеком завесу будущего, вся человеческая мудрость будет заключена в двух словах: ждать и надеяться».
\
Памятник Александру Дюма работы Густава Доре в 17-м округе Парижа на пл. генерала Катру (Catroux)
«Парк, разбитый на английский манер, большой и живописный, по сей день поражает своими романтическими ивами и зелеными лужайками. Два флигеля соединены решеткой, достойной украшать замок феодального сеньора. По другую сторону дороги, ведущей в Марли-ле-Руа, стоят очаровательные службы (в стиле Вальтера Скотта), которые по современным представлениям могли бы считаться самостоятельными загородными домами. Сам „замок", по сути дела, представляет собой обыкновенную виллу, причем настолько эклектичную по стилю, что она производит впечатление дикое и вместе с тем трогательное. Бальзак восхищался ею и завидовал Дюма. Напрасно!..
Адрес: 1 Chemin des Montferrants, Port-Marly, France
Время работы: с 10:00 до 18:00 (c 1 апреля по 1 ноября, закрыт по понедельникам),
в остальное время года открыт только по воскресеньям с 14:00 до 17:00.
Вход во дворец: 5€ для взрослых, бесплатно для детей до 10 лет.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment