Friday, October 7, 2016

Baku, Azerbaijan

Ичери-Шехере-крепостной город Баку с дворцом Ширваншахов и Девичьей башней


Ичери-шехер , в простонародье — Крепость , или «старый» город— старинный жилой квартал и историко-архитектурный заповедник в столице Азербайджана городе Баку, окружённый хорошо сохранившимся крепостными стенами и являющийся наиболее древней частьюи достопримечательностью города. На площади в 221 тыс. м², который занимает заповедник, проживает более 1300 семей
Территория заповедника была заселена ещё в бронзовом веке. В результате археологических раскопок было установлено, что территория Ичери-шехер была плотно заселена уже в VIII—XI вв., здесь были развиты ремесло и торговля.В XV веке Ширваншах перенёс свою резиденцию из Шемахи в Баку, что способствовало «кристаллизации» Ичери-шехера.


Панорама города Баку. Архитектор Главного управления наместника на Кавказе Карл Густавович Гиппиус, акварель, около 1865. В центре, позади набережной — Крепость Баку. Слева направо видны минареты мечетей: дворцовой (справа — Дворец Ширваншахов), Сыныгкала, Джума мечети. Справа видна Девичья башня
[more=далее читать]


С 1747 по 1806 год Баку, сосредоточенный в основном в Ичери-шехер, был столицей Бакинского ханства. После занятия Баку русскими в 1806 году и особенно после нефтяного бума (середина XIX в. — начало XX в.) Баку начал стремительно расти и вышел за пределы крепостных стен Ичери-шехер.


Наиболее значимыми памятниками в Ичери-шехер являются Девичья башня и комплекс Дворца Ширваншахов, считающегося жемчужиной азербайджанской архитектуры.Помимо этого на территории заповедника расположены десятки исторических памятников — мечети, караван-сараи, бани, жилые дома, функционирует несколько музеев, посольств, гостиниц, торговых объектов, кафе и ресторанов.


В 1977 году Ичери-шехер был объявлен историко-архитектурным заповедником, а в 2000 году вместе с Дворцом Ширваншахов и Девичьей башней был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ичери-шехер стал первым объектом из Азербайджана, включенным в список Всемирного наследия.


Историко-архитектурный заповедник «Ичери-шехер» расположен на территории Сабаилского района города Баку, на невысоком холме, у Каспийского моря. Ичери-Шехер окружен крепостными стенами, высота которых достигает 8-10 метров, а ширина — 3,5 метра.


Расположен Ичери-шехер на юго-восточной стороне улицы «Истиглалият» и на северо-западной стороне проспекта «Нефтяников», к востоку от одноимённой станции метро. С востока к заповеднику примыкает улица Азиза Алиева, в юго-западной части расположен парк имени Вахида.



Алексей Боголюбов. Баку. Улица в полдень. 1861 год
Памятники архитектуры Ичери-шехер

Шемахинские ворота 
Шемахинские ворота, известные также, как «Парные крепостные ворота» являются одним из основных входов в Ичери-шехер. До конца XIX века Шемахинские ворота являлись единственными (их называли ещё вратами «Шаха Аббаса») воротами крепости.


В 1868 году военный губернатор города Баку обращается в Кавказский Военный Округ с предложением снести крепостные стены с целью благоустройства города. Через два года было разрешено снести внешний ярус крепостных стен. В 1886 году этот вопрос ещё раз был поднят на заседании Думы и второй ярус крепостных стен был снесён, а врата второго яруса, именуемые «вратами Зульфугар хана», были помещены рядом с Шемахинскими воротами. И, таким образом, появилось понятие «Парные крепостные ворота».
Баня Гаджи Гаиба. XV век



Баня построена в конце XV века архитектором Гаджи Бани по заказу Гаджи Гаиба. Расположена была баня на торгово-караванном пути. Баня долгое время оставалась под землёй и была выявлена в результате археологических раскопок 1964 года

Бани Ширваншахов 


Дворцовые бани XV века входили в комплекс Дворца Ширваншахов. Расположены восточнее нижнего двора. Бани сильно заглублена, что характерно для бань всего Апшеронского полуострова. Над поверхностью земли возвышались лишь купола, которыми покрывались наиболее крупные помещения.

Баня Ага Микаила


Баня была сооружена в XVIII веке в юго-западной части крепости, на одной из основных улиц Кичик Гала жителем Шемахи Гаджи Ага Микаилом. В простонародье территория, где расположена баня, именуется кварталом банщиков. Вход в баню со стороны улицы Кичик Гала. Раздевальня и купальня имеют квадратную форму. Архитектурная композиция бани выражена разделенными на пропорциональные ярусы стрельчатыми арками и куполами

Баня Касум-бека 


Баня построена в XVII веке около Сальянских ворот. В простонародье эта баня именовалась «Сладкая баня» и это было связано с тем, что здесь с чаем подавали сладости. Баня состоит из вестибюля, раздевальни, купальни, бассейна и истопки. После реставрационных работ в бане в 1970 году там стала функционировать «Зелёная аптека»
Ханский караван-сарай. XII век







«Ханский» караван-сарай был сооружен в XII веке. Квадратный по плану караван-сарай имеет внутренний дворик четырёхугольной формы со срезанными углами и окружен балконом. Северный и южный входы караван-сарая имеют форму портала. Основной вход в период средневековья был со стороны моря. С юга фасад караван-сарая двухэтажный и имеет вид оборонительного сооружения. В средние века караван-сарай со стороны торговой улицы состоял из прилавков, не имеющих прямой связи с двором, до этого же здесь функционировала медресе

Караван-сарай Мултани 




Индийский караван-сарай Мултани XV векарасположен напротив Бухарского каравансарая. Караван-сарай являлся местом пребывания огнепоклонников из Индии, из города Мултан. Имеющий квадратную форму и внутренний дворик караван-сарай сооружен на относительно древних строениях. По периметру дворика расположены балкончики, за которыми имеются отдельные комнаты-кельи, предназначенные для индивидуального жилья

Бухарский караван-сарай


Бухарский караван-сарай был построен в конце XV века на торговом магистрале, проходящем через Шемахинские ворота. Он имеет форму квадрата, с выпуклым порталом и восьмигранным двором. Окружен караван-сарай балкончиками и кельями. Реставрационные работы 1964 года полностью освободили здание каравансарая от строений и пристроек, осуществленных до этого

Караван-сарай Касум-бека 


Построенный в XVII веке каравансарай принадлежал жителю Баку Касум-беку и его наследникам. Квадратный по форме караван-сарай имеет два открытых входа, расположенных по одной оси. Вход в каравансарай в связи с морской торговлей со стороны улицы Сахил и отчасти расположен на торговой магистрали. Внутренне пространство — восьмигранная. Двор окружен балкончиками, за которыми расположены отдельные комнаты
Дворцовая мечеть
Прямоугольная в плане мечеть XV века, входящая в комплекс дворца ширваншахов расположена к западу от самого дворца. Ствол минарета мечети опоясывает надпись, вязь которой содержит дату 845 года хиджры (1441/42 гг.).


Мечеть Мухаммеда — старейшее на территории Азербайджана сооружение, связанное с исламом, датируемое строительной надписью. 1078 год.
Мечеть Мухаммеда



Мечеть Мухаммеда, известная также как мечеть Сыныгкала, по названию минарета мечети — Сынык-кала ( построенной в 1078 году устадом Мухаммедом ибн Абу Бекром. Свое второе название мечеть получила после событий 1723 года, когда военная эскадра российских войск, состоящая из 15 кораблей, и возглавляемая адмиралом Матюшкиным подошла со стороны моря к городу и потребовала его сдачи. В ответ на отвергнутый ультиматум хана, русские корабли стали бомбить город. Один из снарядов угодил в минарет мечети и повредил его. С тех пор и до середины XIX века минарет мечети не восстанавливался.

Мечеть Сеид Яхья


Эта мечеть, построенная в начале XVII века, расположена на старом торгово-караванном пути. В плане она квадратная, с купольным центром. Мечеть возведена на средства Сеида Яхьи Муртуза, являвшегося ахундом мечети. После смерти он был похоронен во дворе мечети. В настоящее время его могила расположена у входа в мечеть

Мечеть Баба Кухи Бакуи


Остатки мечети IX века, обнаруженные в 1990—1993 гг. во время археологических раскопок археологом Ф. Ибрагимовым у Девичьей башни. Во время кратковременных раскопок 1998 года были выявлены две комнаты. На алтаре мечети имеется арабская надпись почерка куфи, прочитанная эпиграфистом М. Неймат, которая гласит: «Власть принадлежит Аллаху». Археолог Ф.Ибрагимов предполагает, что эта мечеть принадлежала видному религиозному деятелю и ученому, бакинцу Баба Кухи Бакуви
Мечеть шейха 


Эта мечеть, построенная в 1415 году, расположена в южной части крепости, на торговой магистрали, выходящей к Сальянским воротам. Эпиграфическая надпись, расположенная на фасаде свидетельствует о том, что мечеть была построена по заказу Гаджи Амиршаха Ягуб оглы. Другая надпись говорит о том, что мечеть была восстановлена Ага Кафаром Гаджи Мурад оглы. Надпись гласит, что мечеть была построена в период правления сына Султана Шейха Ибрагима в 818 году хиджры (1415 год). Поэтому в простонародье эта мечеть именуется мечетью шейха Ибрагима. Мечеть имеет четырёхугольную форму и покрыта каменным сводом в форме арки. В XIX веке фасад мечети был разделен на три квадрата, в каждом из которых размещено окно
Бегляр-мечеть 


Эта мечеть XIX века, расположенная к востоку от комплекса Дворца ширваншахов, построена в 1895 году на месте более древней мечети. Интерьер мечети состоит из вестибюля, молельного зала и декоративно выложенного алтаря. В архитектуре мечети объединены конструктивные принципы европейской, восточной и местной архитектуры
Мечеть Гаджи-Бани 


Мечеть расположена к северу от комплекса Дворца ширваншахов. Согласно небольшой эпиграфической надписи, расположенной на фасаде, мечеть построена архитектором Гаджи Бани в XVI веке. В плане — купольная в центре. Напротив входа расположен крупно-выложенный алтарь, украшенный сталактитовым ярусом. Из другой надписи становится известно, что мечеть была восстановлена в 1320 году хиджры (1902 год); была произведена перестройка и были достроены вестибюль и специальная часть для женщин[13].
Минарет Джума-мечети. XV век.





Эта Джума мечеть или Соборная мечеть в Ичери-шехер функционирует с XII века. Мечеть построена на месте храма огнепоклонников. Надпись на мечети гласит, что «в месяце раджабе 709 года хиджры (1309 год) приказал обновить эту мечеть Амир Шараф ад-Дин Махмуд». В XV веке в северной стене мечети был пристроен минарет с балкончиком опоясанным сталактитом. В конце XIX — начале XX вв. на месте старой мечети была воздвигнута новая на благотворительные средства мецената Гаджи Шыхали Дадашова. Купол мечети небольшого диаметра держится на четырёх колоннах, расположенных в центре мечети


Лезги-мечеть 


Эта мечеть, расположенная на улице Асафа Зейналлы, была построена в 1169 году мастером Наджаф Ашур Ибрагим оглу. Своё название оня получила после нефтяного бума XIX века, когда в Баку наблюдался большой приток рабочей силы, в том числе и из Дагестана. Для проведения религиозных обрядов эта мечеть была предоставлена рабочим-лезгинам. По объёму мечеть имеет форму параллелепипеда. На южном фасаде позднее были открыты два небольших окна. Небольшой вход в форме стрельчатой арки, расположенный в северо-восточной части мечети ведет в широкий, однокамерный молельный зал. В 1970 году при реставрации мечети были произведены археологические раскопки, в результате которых под южной частью здания были обнаружены две полукруглые арки, относящиеся к периоду Сасанидов
Мектеб-мечеть 


Эта мечеть и одновременно мектеб-медресе была построена в 1646 году Во время ремонта улицы Асафа Зейналлы келья медресе оказалась по ту сторону дороги
Гилек-мечеть 


Гилек-мечеть с двумя куполами и резными решетками на окнах, расположенная в верхней части крепости, строилась в два этапа: в 1309 году[в период Ширваншахов и в XIX веке Хаджи Шамс ад-Дин беком, внуком Салим хана на фундаменте старого здания мечети, в 1805 годуСвоё название она получила потому, что была расположена в квартале, где жилы выходцы из Гиляна (торговцы шёлком)
Чин-мечеть 




Мечеть расположена к юго-западу от комплекса Дворца Ширваншахов. Надпись над входом, на фасаде гласит, что мечеть отстроена в 777 году хиджры, то есть в 1375 году по завещанию Имама Османа аш-Ширвани. В простонародье мечеть именуется «Чин», что связано с тем, что по поверью желания всех, кто посещал мечеть, исполнялись

Мечеть Гаджи Эйбата 


Мечеть Гаджи Эйбата находится в ряду с жилыми кварталами на севере крепости. Она построена в 1791 году архитектором Гаджи Эйбат Амирали оглы. В плане мечеть четырёхугольная, состоит из квадратного вестибюля, служебного помещения и молельного зала с нишами. В интерьере молельного зала, в одном из углов располагается могила архитектора и могила его супруги
Молла Ахмед-мечеть 


Одна из квартальных мечетей в Ичери-шехер. Построена по заказу Насир ад-Дина Гуштасба архитектором Махмудом ибн Садом в начале XIV века[15]. Им же были сооружены крепость в Нардаране (1301 год) и мечеть в Биби-Эйбате (конец XIII века). Ахундом мечети являлся священнослужитель Молла Ахмед, поэтому мечеть в простонародье так и называлась. По плану мечеть четырёхугольной формы. В верхней части фасада помещена лентообразная двухстрочная арабская надпись, которая дает полную информацию о строителе здания.
Мирза Ахмед-мечеть 


Мечеть расположена в одном ряду с жилыми кварталами. Она построена в 1345 году Гаджи Мирза Ахмедом. В плане имеет четырёхугольную форму и состоит из квадратного вестибюля, служебного помещения и молельного зала с нишами, из куполов и стрельчатых арок. В центре входной двери расположена надпись из Корана и имя строителя
Надгробья в виде каменного изваяния барана на базарной площади окруженной стрельчатыми арками
Хыдыр-мечеть 


Мечеть была построена в 1301 году[15] на улице с перепадом уровня высоты, что оказало влияние на архитектурно-планировочный стиль мечети. В 1988 году в нижнем этаже каменного свода мечети были проведены археологические раскопки, а также реставрационные работы на портале. Было также установлено, что мечеть воздвигнута на храме огнепоклонников.
Базарная площадь


Базарная площадь, представляющая собой колоннаду со стрельчатыми арками была обнаружена во время археологических раскопок 1964 года севернее Девичьей Башни. Со всех сторон памятник окружен балкончиками и арками с колоннами, напоминая Мекку. В результате археологических исследований здесь были выявлены 52 могилы, в некоторых из которых захоронение производилось дважды. Здесь расположены надгробья в виде каменного изваяния барана, стелы, а также надгробья с резьбой. В настоящее время здесь функционирует музей под открытым небом.
Дворцовый комплекс бакинских ханов


Бакинские ханы жили во дворце, расположенном на территории слева от Шемахинских ворот. После захвата Бакинского ханства Россией в 1806 году во дворце располагался российский военный гарнизон. До недавнего времени здесь располагалась военная комендатура. Когда-то на этой территории был цветущий сад с бассейном. До наших дней от дворцового комплекса сохранился портал и отреставрированная маленькая мечеть. Баня же до сих пор находится под землей. В период позднего средневековья за крепостными стенами в городе Баку имелся ханский сад и ханский дворец. В 1985—1986 гг. на части территории дворца ханов были произведены археологические раскопки и было выявлено большое количество образцов материальной культуры, водопровод и подземные архитектурные строения.
Мавзолей Сеида Яхья Бакуви


Мавзолей был построен приблизительно в 1457—1463 годах. Располагается в центре среднего двора комплекса Дворца Ширваншахов. В народе известен как мавзолей «дервиша» и назван по имени погребенного в нём придворного астролога Сеида Яхья Бакуви.

Донжон.
Эта четырёхугольная башня была построена в XIV векес целью сохранения крепости и крепостных стен, а также улучшения оборонительной системы. По свидетельству средневековых источников в городе Баку насчитывалось 70 полубашен и одна четырёхугольная башня, расположенная в северной части крепости. В средние века эти башни также использовались, как помещения для хранения оружия. Вокруг главного донжона крепости присутствует уникальный архитектурный прием зооморфного сценария, который широко используется в мусульманских изделиях из металла. Данный приём мог быть получен из армянских рукописей


 
Дворец Ширваншахов в Баку
Ширваншах — львиный шах, шах львов) — титул правителей государства, созданного в пределах исторической области Ширван (часть территории современного Азербайджана) и известного в исторических источниках как Государство Ширваншахов.


Титул «ширваншах» носили представители всех династий правивших в Ширване, вне зависимости от происхождения и родовых имён. Три последние династии (Мазьядиды, Кесраниды, Дербенди) были патрилинейно родственны.
Основателем первой династии ширваншахов после исламского завоевания — Мазьядидов (Язидидов) — стал полководец на службе Аббасидского Халифата Язид ибн Мазьяд аш-Шайбани, правитель Армении, Азербайджана, Ширвана и Дербента (799—801). Его наследники и преемники, пользуясь ослаблением центральной власти, провозгласили Ширван своим наследственным владением, приняв в 861 году титул ширваншахов.

Дворец Ширваншахов  начали строить при ширваншахе Халил-Аллахе в XV веке. Тогда как раз решили перенести столицу из Шемахи, очень уж часто разрушавшейся землетрясениями, в Баку. Постепенно на холме возник целый дворцовый комплекс. В его состав, кроме самого дворца, входят также диванхане (что-то типа здания совета министров или ученого совета при шахе - хотя точной гарантии того, что это именно диванхане нет - возможно это была одна из гробниц), усыпальница ширваншахов, дворцовая мечеть 1441 года и усыпальница знаменитого мусульманского святого и ученого Сейида Яхьи Бакуви. Вернее, это даже не все, а только то, что уже успели откопать и реставрировать.

Совсем недавно и совершенно неожиданно на территории дворцового парка археологи откопали руины огромных бань. Причем, стены уходят куда-то дальше. Но раскопкам мешают построенные прямо на них здания. Так что остается только догадываться о том, какие именно сооружения входили в состав огромного дворцового комплекса (например, до сих пор не нашли следов от шахской конюшни - а она точно была где-то рядом с дворцом!).

Дворцовый комплекс был не только административным, но и учебным и культурным центром государства Ширваншахов. Строился он постепенно и в разных стилях. Да и находится на трех разных уровнях — как бы на террасах, вырубленных на склонах скалистого холма.

В 1501 году Баку захватили персидские войска. Дврец был разграблен и разрушен. Все самое ценное — оружие, ковры, ювелирные украшения и старинные книги — увезли в Тебриз. Позднее сокровища Ширваншахов достались туркам, а затем их уже растащили по самым большим и богатым музеям Европы. Дворец также сильно пострадал и в XVIII веке во время штурма города русскими войсками.

Разрушенный дворец долго лежал в руинах. Хотя периодически и предпринимались попытки его реконструировать. Но только в 1964 году дворец Ширваншахов объявили музеем-заповедником и стали понемногу, но упорно, восстанавливать. А в 2000 году дворцовый комплекс (вместе с Девичьей башней и остатками крепостных укреплений Старого города) включили в список памятников ЮНЕСКО. Денег на реставрацию сразу стало значительно больше.
     
             
 
     
   

                              Сейчас на территории дворцового комплекса работает музей. Эспонатов мало, и они очевидно к самому дворцу никакого отношения не имеют — старые фотографии Баку, старые ковры и посуда, старое оружие. Самые интересные экспонаты — каменные блоки с вырезанными на них узорами, цветами, животными и надписями. Но эти сложенные во дворе блоки достали со дня Каспийского моря подводные археологи. И дворцовый двор служит всего лишь местом для их складирования.

К большому многоугольному по своей конфигурации главному зданию с севера примыкает Диванхане, а на особой расположенной несколько ниже террасе размещены дворцовая мечеть и усыпальница Ширваншахов.К югу от дворца в отдельном дворике высятся шестигранный мавзолей и руины «старой» мечети. Вряд ли весь этот комплекс зданий строился по заранее составленному плану.





Тем не менее далее сейчас, когда вокруг выросли новые постройки, ансамбль дворца производит целостное художественное впечатление. Его строители опирались на вековые традиции ширвано-апшеронского зодчества. Прекрасно владея мастерством каменной кладки, они создали четкие кубические и многогранные архитектурные объемы, оттенив гладь их стен богатейшим резным узором.

Традиция и высокий художественный вкус позволили каждому из зодчих воспринять архитектурный замысел своего предшественника, творчески развить его и обогатить. Разновременные постройки объединены единством масштабов, а также ритмом и соразмерностью основных архитектурных форм — кубических объемов зданий, куполов, порталов. Вместе с тем живописная композиция зданий дворца превосходно связана с окружающим приморским ландшафтом. Величественный образ дворцового ансамбля, высящегося над городом-крепостью, утверждал и прославлял его властителей.
. Высота крепостных стен достигает 10 м, а ширина – 3,5м.


Величественный архитектурный ансамбль Дворца ширваншахов составляют: большое двухэтажное дворцовое здание 1420-х годов, включающее более 50 залов, из которых сохранилась только часть и 3 узкие винтовые лестницы, диванхане 1450-х годов с восьмигранным залом, усыпальница-тюрбе 1435 года, двухкупольная мечеть шаха с элегантным минаретом (1441 года), восьмигранный мавзолей придворного ученого Сейида Йахья Бакуви (1450-х годов), остатки мечети Кейгубада, Восточные ворота (1585 г), овдан (подземное водохранилище) и полуразрушенная дворцовая баня 15 века.

 
Старая крепость в Баку с Дворцом ширваншахов

В самой крепости имелись свои кварталы, изначально заселённые по некоторым общим признакам: Агшалварлылар (семьи совершивших хадж), Гямичилар («лодочники»), Арабачилар («возницы»), Амамчилар («банщики»), Сеидлар (потомки пророка Мухаммеда), Джухуд-Зейналлылар (еврейский квартал) и др В город можно было въехать через Шемахинские (XII век) и Сальянские ворота. С конца XIX века было построено ещё несколько ворот. В разное время строители и археологи обнаруживали старинные сети сообщающихся подземных ходов.

В Ичери-Шехере находится Музей Археологии при Институте Истории и Этнографии НАН Азербайджана, рядом располагается ковровый цех, имеющий выставочный зал, где часто проходят выставки азербайджанских ковров.Комплекс Ичери-Шехер получил статус историко-архитектурного заповедника в 1977 году.В Ичери-Шехере снималась часть знаменитых советских фильмов «Бриллиантовая рука» и «Человек-Амфибия», "Айболит-66", "Тегеран-43", "Не бойся, я с тобой"
Девичья башня (Баку)
 

Восьмиэтажная Девичья башня — главный символ Баку и всей азербайджанской архитектуры. Если нужно показать только один образец азербайджанской архитектуры, показывают именно ее (дворец Шитрваншахов сфотографировать значительно сложнее). Строили башню на скале и каменные стены возводили постепенно. Первые три этажа, как полагают историки, появились уже в VII – VI вв. до н.э. Тогда башня была астрономической обсерваторией и по-совместиимтельству храмом зороастрийцев. Здесь постоянно горело пламя — как во всех храмах огнепоклонников.

Но, в отличие от других храмов, для поддержания пламени не нужно было дров (в зороастрийских храмах используют дрова только из ценных и фруктовых пород деревьев). Здесь горел выходящий естественным путем на поверхность природный газ (археологи нашли «трубопровод», по которому он подавался на вершину башни).
                           

Так здесь появился вероятно первый в мире «вечный огонь» - и в совесткое время именно по его образцу и создавались многочисленные памятники героям с непременным вечным огнем. Башня по форме цилиндрическая, но сбоку к ней пристроена каменная стенка - для укрепления. Поэтому сверху башня по форме очень похожа на ковшик с ручкой.
Вместо окон — узкие бойницы. Внутри башни проходит винтовая лестница — с этажа на этаж (на эжтажах выставлены музейные экспонаты — преимущественно старинная одежда и оружие). Можно выйти и на самую вершину башни. Отсюда открывается прекрасный вид на дворец Ширваншахов, Старый город и Каспийское море. Прекрасно видны гигантский флаг, высокая телебашня и современные дома, которые строят в прилегающих к Старому городу престижных районах Баку. Однако, сам Старый город, пока не трогают. Конечно, ремонт и реставрация здесь идут. Но никаких офисных зданий из стекла и бетона пока не строят.

Наименование памятника «Гыз галасы» — нередкое в тюркоязычных областях — связано, видимо, с тем, что башня никогда не была захвачена неприятелем.

Дата постройки Девичьей Башни неизвестна. В верхнюю часть башни справа от входа вмонтирована каменная плита с двустрочной куфической надписью. Надпись гласит: "губбе (купол, свод) Масуда ибн Давуда". Долгое время, исходя из этой надписи, башню датировали XII веком. Но эта плита явно появилась на башне позднее, так как она случайно и неаккуратно вделана в кладку, не над главным входом, а где-то сбоку, на высоте 14 метров от земли.
                                                                                                                       

Скорее всего, это надгробная плита, которой во время ремонта заделали окно в башне, или же имя мастера ремонтировавшего сооружение. При осмотре можно заметить, что на этом месте была квадратная ниша или окно.

После установки плиты в верхнюю часть ниши был вставлен случайный камень, а зазоры заделаны раствором, который не использовался при строительстве. То, что на месте плиты располагалось окно, косвенно подтверждается и его расположением - ниша располагалась почти на одном уровне с главным окном башни, но на противоположной от него стороне.  О возникновении Девичьей башни ходит много легенд. Большинство из них связано со значением слова «Дева». Одна из легенд гласит, что шах влюбился в свою дочь и решил на ней жениться. Пытаясь избавить себя от такой участи и отговорить отца, девушка попросила шаха построить башню и подождать, пока строительство не будет завершено. К моменту окончания строительства царь не изменил своего решения и тогда девушка взошла на башню и оттуда бросилась в море.

После этого камень, о который царевна разбилась, назвали «Камнем девственницы», и девушки, будучи невестами, приносили к нему цветы. Существует и другой вариант этой легенды: после того, как она бросилась в море, её возлюбленный отомстил за любимую, убив царя, но вскоре он узнал, что русалки спасли девушку. Спустя время возлюбленные смогли найти друг друга и скрепить себя узами брака. Специалисты отмечают, что желание отца взять свою дочь в качестве жены является свидетельством того, что эта легенда носит доисламский характер. Легенда свидетельствует также и о том, что Каспийское море находилось у самого подножия Девичьей башни.

Согласно преданию, возле Девичьей башни был казнён святой Варфоломей, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. На территории Баку Варфоломей появился в I веке, проповедуя христианство среди языческих племён. Однако учение Варфоломея было отвергнуто, и его казнили у стен Девичьей башни. В ходе раскопок у Девичьей башни были обнаружены остатки древнего храма, отождествляемого с базиликой, возведённой над местом гибели апостола
В XVIII—XIX веках Девичья башня использовалась как маяк. Маяк начал светить 13 июня 1858 года, а до этого на ней поднимался крепостной флаг. Позднее, с ростом города, огни маяка на башне стали сливаться с ночными огнями города и в 1907 году маяк был перенесён на остров Наргин. Башня неоднократно реставрировалась. Во время ремонта, проведенного в середине XIX века русским военным ведомством, с вершины башни исчезли машикули (зубцы), служившие для обороны. Последний раз башня реставрировалась в 1960-х годах. В 1964 году Девичья башня стала музеем, а с 2000 года включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В XII веке Девичья башня вошла в оборонительную систему Баку и явилась главной цитаделью Бакинской крепости, одной из самых мощных крепостей Ширваншахов. Но все поздние исследования Девичьей башни полностью опровергли все предположения об оборонительном предназначении башни.

Ни по своей форме, ни по внутреннему устройству, ни по расположению она не обеспечивала никаких оборонительных целей, и была просто непригодна для этого. Наглядным примером данного является расположение окон; их всего несколько во всей башне, расположены они не на этажах, а вдоль поднимающейся вверх лестнице, и смотрят не вниз, а вверх. Во-вторых чрезмерно малаяплощадь его крыши, где невозможно расположение каких-либо орудий. 
                                 

В-третьих, отсутствие постоянной связи между первым и всеми остальными этажами. То есть, от первого этажа вверх вела не постоянная лестница, а временная которую можно было убрать, после чего защитники башни фактически сами себя замуровали бы на верхних этажах. Это подтверждает изначально существовавшее мнение о религиозном предназначении Девичьей башни.

Плоскими каменными куполами внутреннее пространство башни расчленено на 8 ярусов, соединённых винтовыми лестницами и освещённых щелевидными оконцами, расположенными южнее выступа. Обитателей башни, число которых могло достичь 200 человек, обеспечивал водой глубокий колодец.


Своими размерами (высота 30 м) и мощностью стен (5 м у основания и 4 м вверху) Девичья башня значительно превышает замки Абшерона. Не встречает аналогии и её таинственный выступ, который не был ни контрфорсом, ни тайником, ни отражавшей каменные ядра «шпорой». Средства защиты, видимо, сосредоточивались на верхней площадке, характер архитектуры которой документально не установлен.

Необычна и ребристая поверхность корпуса, образованная чередованием выступающих и утопленных рядов кладки. Описания Девичьей Башни, датируемые началом 20-го века и ранее, не упоминают о ярусах.

В 1923 году известный азербайджанский драматург Джафар Джабарлы написал поэму под названием «Девичья башня». В следующем году на экраны вышел первый советский фильм, снятый в Азербайджане, который основывался на сюжете легенды. «Девичья башня» называется и первый азербайджанский балет, созданный Афрасиябом Бадалбейли в 1940 году. Символу города Баку посвящено и стихотворение Расул Рзы: Веков кровавый свет в тебе




Л. С. Бретаницкий. «Баку. Архитектурно художественные памятники», 1956 г.

No comments:

Post a Comment