Siena, Italia
Сиенский собор (итал. Duomo di Siena) создан трудами великих мастеров нескольких столетий в честь Успения Пресвятой Богородицы (итал. Cattedrale di Santa Maria Assunta). По богатству своего внутреннего убранства и количеству художественных шедевров он может спокойно соперничать с самыми знаменитыми коллекциями мира.
Центральный неф сооружен в строгом романском стиле. Мощные, высотой 18 м, полосатые черно-белые колонны с коринфскими капителями протянулись по всей длине нефа. Они удерживают полукруглые романские арки и своды потолка. На его синем фоне сияют серебряные звезды. Витражи в огромных окнах-розах отбрасывают яркие блики на инкрустированный мрамором пол. Несмотря на кажущуюся избыточность декора собора, пространство и свет здесь находятся в удивительной гармонии.
1. Кафедральный собор был построен в форме латинского креста. Он имеет три нефа и двухнефный трансепт - поперечный неф. Над средокрестием поднимается увенчанный фонарем купол в романском стиле. Его размеры - 54 м в высоту и 16 м в диаметре. По всему периметру на полосатых черно-белых полуколоннах установлены фигуры святых (XV век) в полный рост. Знаменитый купол собора выглядит эффектно благодаря эффекту обманки: кажущиеся выступы в нём - это роспись потолка.
2. Между арками и сводами центрального нефа идет карниз, украшенный 172 гипсовыми бюстами первых понтификов, под ними расположены бюсты 36 императоров. Бюсты пап и хоры датируются концом XV и началом XVI веков.
3. В Сиенском соборе находится шедевр готической скульптуры - кафедра работы Николы и Джованни Пизано (1266-1268). Восьмиугольную в плане кафедру украшают изысканные рельефы и скульптуры. Четыре из восьми угловых колонн опираются на фигуры львов, центральная колонна стоит на атлантах. Колонны соединены полукруглыми трехлопастными арками. Над капителями установлены мраморные фигуры, символизирующие добродетели, и выделяющаяся большим размером фигура Христа.
4. Теперь посмотрим, на что следует обратить внимание в левом нефе.
5. Недалеко от входа установлен план собора, который поможет соориентироваться в этом грандиозном великолепии.
6. Рядом с входом в библиотеку Пикколомини находится чудесный алтарь, созданный в 1481-1485 годах Андреа Бреньо по поручению Франческо Пикколомини. Алтарь посвящался папе Пию II, и в то же время был призван прославлять все семейство Пикколомини, игравшее важную роль в политической и культурной жизни Сиены. Внушительный алтарь состоит из трех рядов ниш. В нижнем ярусе установлены четыре статуи работы Микеланджело (святой Петр и святой Пий - справа, и святой Григорий и святой Павел - слева), созданные им в 1501-1504 гг. В верхнем ярусе алтаря представлена скульптура "Мадонна с младенцем" (1397-1400), ранняя работа Якопо делла Кверча. Верхняя правая ниша алтаря пуста, поскольку Микеланджело так и не завершил предназначенную для нее статую святого Матфея, оставив ее ради Давида. Следом за алтарем находится вход в библиотеку Пикколомини, отмеченный большой фреской Пинтуриккьо Коронование Пия III.
7. В алтарной нише - полотно Паоло ди Джованни Феи 1385 года, на котором изображена Мадонна с младенцем.
8. В 1464 году Папа Пий II привез в Сиену бесценную реликвию - правую руку Святого Иоанна. И в 1482 года началось строительство капеллы Святого Иоанна Крестителя. В 1504-1505 капелла была расписана Пинтуриккьо евангельскими сюжетами. Затем была помещена знаменитая бронзовая статуя святого, сделанная Донателло с большим драматизмом. В плане капелла имеет круглую форму с 3 нишами со статуями и куполом, придающим ей вид небольшого храма-реликвария. Декор стен - мрамор и позолоченная лепнина рубежа XVI-XVII веков.
9. Мраморная купель в этой капелле была выполнена Антонио Федериньи в 1465-1468 гг.
10. Капеллу Киджи создал в 1661 году знаменитый архитектор Джованни Лоренцо Бернини по заказу родившегося в Сиене папы римского Александра VII, в миру Фабио Киджи.
11. В правом нефе стоит обратить внимание на важные сиенские святыни.
12. Маленькая круглая капелла Мадонны (Capella della Madonna del Voto) была построена в 1662 году по проекту Лоренцо Бернини. Главное сокровище капеллы образ Мадонны - хранительницы Сиены, особо почитаемый по сей день. Художник Диетисальви ди Спеме создал образ в конце XIII века по обету, данному в тяжелый час накануне битвы при Монтаперти (1260). Две статуи в капелле - Марии Магдалины и святого Иеронима, были изготовлены Бернини.
13. Изященный золочёный купол капеллы Мадонны устремлён в небеса.
14. В одной из капелл правого нефа хранятся мощи Святой Екатерины Сиенской.
15.
16. Великолепные чаши для святой воды выполнил Антонио Федериньи.
17. Внутри собора, кроме мастерски выполненных скульптур, можно увидеть прекрасно сохранившиеся фрески, написанные выдающимися представителями сиенской живописной школы.
18.
19.
20. В соборе несколько разнообразных органов.
21. Особенно роскошно выглядит алтарная апсида. Алтарный образ, известный под названием Маэста (ныне хранится в музее собора), создал в 1308-1311 годах выдающийся мастер итальянской готической живописи Дуччо ди Буонинсенья из Сиены. В апсиде расположены деревянные хоры.
22. В 1532 году Бальдассаре Петруцци высек из мрамора главный алтарь, который венчает бронзовая дарохранительница, созданная мастером Веккьетта в 1467-1472 годах.
23.
24.
25.
26.
27.
28. Статуи в алтаре - работы Франческо ди Джорджио.
29. Нарядны и красочны фрески в алтарной апсиде.
30.
31. Потрясающе искусная резьба по дереву.
32. Замечательные инкрустации с изображениями животных, натюрмортов и городов на спинках кресел выполнены фра Джованни да Верона в 1503 году.
33.
34.
35.
36. К концу наступает переполнение шедеврами, бродить здесь можно часами, и мы устремляемся в сторону выхода.
37. Общее впечатление - одного дня катастрофически мало, Дуомо в Сиене требует более подробного и внимательного изучения, а не одноразового посещения. Отложим это на следующий раз.
- Запись понравилась
- 0Процитировали
- 0Сохранили
No comments:
Post a Comment