Знаменский собор
Знаменский монастырь (что на Старом Государевом дворе) мужской монастырь (улица Варварка, 8—12). Основан в 1629—31 (исследователи связывают это событие с рождением в царской семье наследника — будущего царя Алексея Михайловича) на месте двора, принадлежавшего боярам Романовым. Назван Знаменским по стоявшей здесь церкви Знамения Божией Матери (начало XVI в.). Знаменский монастырь получил во владение двор Романовых со всеми постройками, а также вотчины и угодья инокини Марфы (матери царя Михаила Фёдоровича). В 1700 Знаменскому монастырю принадлежало 299 дворов. После пожара 1668 монастырь восстановлен в 1670 — 1680-х гг. на средства боярина И.М. Милославского: возведены новый собор, игуменские и братские кельи, каменная ограда со «Святыми воротами», перестроен корпус «над верхними погребами» (так называемый Дом бояр Романовых). В 1684 в Знаменском монастыре учреждена архимандрития (до 1764 и с начала XX в.). В монастыре находилась родовая икона Романовых — Знамения Божией Матери Новгородской (XVI в.); в ризнице — богатые вклады царя Михаила Фёдоровича, инокини Марфы, два Евангелия патриарха Филарета, вклады частных лиц XVII—XVIII вв.; в библиотеке — Псалтырь (1627), Служебник с Требником (1630), Библия первого московского издания (1663) и др. В XVIII в. монастырь постепенно пришёл в упадок, в 1764 отнесён к 3-му классу, его земли перешли в казну. К концу XVIII в. монастырь вновь пережил период расцвета; построены новая колокольня, здания келий. В 1856 по указанию императора Александра II начата работа по организации в монастыре музея «Дом бояр Романовых» (в комиссию по созданию музея входили князь И.А. Оболенский, директор Оружейной палаты А.Ф. Вельтман, архитектор Ф.Ф. Рихтер, историки И.М. Снегирёв, Б.В. Кёне, А.А. Мартынов). Реставрационными работами в Знаменском монастыре руководил Рихтер. В 1859 музей был открыт (в 1917 перешёл в ведение Оружейной палаты, с 1932 филиал Государственного Исторического музея). К 1907 в Знаменском монастыре проживали архимандрит, 9 монахов, 12 послушников. После 1923 монастырь закрыт, здания, в том числе собор, переоборудованы под жильё, к началу 1960-х гг. находились в аварийном состоянии (здание подворья и конюшни снесены). В связи со строительством гостиницы «Россия» в 1960—70-х гг. в Знаменском монастыре проведены реставрационные работы. Сохранился монументальный пятиглавый, внутри перекрытый сомкнутым сводом Знаменский собор (1679—84, архитекторы Ф. Григорьев, Г. Анисимов). Декоративные килевидные закомары, лаконичное оформление наличников, колончатые аркатуры на барабанах создают сдержанно-торжественный архитектурный образ храма, восходящий к образцам московского зодчества XVI в. В интерьере сохранились фрагменты росписей 1740 и замечательный по рисунку и исполнению лепной декор (1782—83, мастера круга М.Ф. Казакова). В нижнем ярусе собора — монастырская трапезная с церковью Афанасия Афонского.
Апсида церкви Николы Чудотворца на Берсеневке
Существующая ныне церковь построена на месте прежней деревянной Никольской церкви, которая стояла там, где уже в 1390г. значился Никольский на Болоте монастырь, записан как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» – то есть, за ночной заставой, за которой наблюдал Берсеня-Беклемишев, – от него и закрепилось это название. В 1656-1657гг. была возведена новая каменная церковь. Изначально это был четверик с небольшой трапезной и колокольней; старая трапезная примыкает к храму не с запада, как это обычно бывает, а с севера, вход в нее оформлен как массивное крыльцо со столпами-кубышками, арки крыльца украшены «гирьками». С запада был спуск в нижнее помещение храма. Необычайно хорошо «огненное» завершение основного объема рядами кокошников с килевидным верхом. Барабаны пяти глав храма также обрамлены кокошниками иЦерковь Николая Чудотворца на Берсеневке. Крыльцо изукрашены аркатурой с «дыньками». Центральный барабан – световой. Богато декорированы, и фасады здания: и наличники окон, и колонки, и широкий фриз, и прочие украшения выполнены в стиле русского узорочья и при всей своей пышности не производят впечатления тяжеловесного излишнего декора, напротив, придают храму праздничный, нарядный вид. В 1775г. с запада к четверику храма пристроили новую просторную трапезную в стиле классицизм, которая сильно исказила первоначальный облик здания. Сама по себе трапезная – хороший, добротный пример классицизма, но рядом с нарядной узорчатой церковью кажется совсем не соответствующей. Строгие линии трапезной: простые пилястры, ровные, лишенные декора фронтоны, окна без наличников, – резко контрастируют с основным объемом храма. Во время войны 1812 года храм горел; после пожара был обновлен и освящен заново. В 1820-х гг. была снесена старая колокольня, а новая выстроена только в 1854г. В советское время храм действовал до 1930г., когда он был закрыт по просьбе разместившихся в палатах Аверкия Кириллова Центральных государственных реставрационных мастерских. После закрытия представители мастерских подали заявление на снос колокольни, мешающей хорошему освещению в палатах. Снос грозил и всей церкви: об этом ходатайствовал Б.Иофан, автор знаменитого неосуществленного проекта Дома Советов. В 1932г. снесли колокольню, а церковь оставили, несмотря на соседство Дома на набережной. В 1958г. в стенах храма разместился НИИ музееведения. В 1992г. в храме были возобновлены богослужения, сейчас при нем открыты воскресная школа и библиотека.[more]
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
"Церковь Покрова в Филях" - выдающийся памятник русской архитектуры, единый ансамбль, включающий архитектуру, декоративное искусство и живопись. Это — один из красивейших московских храмов постройки конца XVII века, ярчайший образец так называемого московского или «нарышкинского барокко». Невиданные дотоле компактные формы легко узнаются по колокольне, поставленной наверху, над главной частью храма. Строились они по почину родственников жены царя Алексея Михайловича — Нарышкиных, особенно же брата царицы, дяди Петра I, Льва Кирилловича. Он и возвел храм Покрова в Филях в своей подмосковной усадьбе. Строил его Яков Бухвостов, крепостной архитектор. Удивительно праздничное ощущение нарядной пышности создается изысканным сочетанием белого с красным в окраске фасадов здания. В XVIII веке вокруг храма был разбит парк (площадью 6 га).Долгое время церковь с прекрасно сохранившимся подлинным интерьером была филиалом Музея им. Андрея Рублева. Музей гордился уникальными резными иконостасом, царской ложей и клиросами. Над иконостасом работали царские иконописцы XVIII века, здесь есть иконы работы Кирилла Уланова и Карпа Золотарева. Первоначальный интерьер первого этажа здания не сохранился, поскольку был разграблен и осквернен французами в период войны 1812 года. Убранство нижней церкви храма относится к XIX в. Нижний храм исторически был приходским, а верхний до 1783 г. - домовым, у него было свое сверхштатное духовенство. Когда в 1933 г. власти хотели закрыть храм, община его отстояла. В 1937 г. на Бутовском полигоне были расстреляны настоятель храма священник Алексий Глаголев, староста М.И. Ястребов и схимонахиня Александра (М.А. Червякова). В июле 1941 г. храм был окончательно закрыт. С 1971 г. в нем располагается филиал Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева.В 1991 году при нем была образована православная община во главе со священником Борисом Михайловым. С 1991 г. община верующих предпринимает попытки открыть для богослужения нижний храм, однако до сих пор он не возвращен Церкви. С 2000 г. в храме стала служиться Литургия. Богослужения совершаются по согласованию с музеем. По воскресным и праздничным дням - Литургия в 10 час. В апреле 2000 года Церковь Покрова в Филях, после долгой борьбы между Министерством культуры и Московской Патриархией, была передана верующим. Интересно, что она никогда раньше не являлась приходским храмом, ибо была вотчинной церковью Нарышкиных."
Церковь Троицы в Никитниках
Церковь Троицы в Никитниках (Церковь Грузинской Богоматери) . Построена купцом Г. Никитниковым на территории своей усадьбы в 1631—34 и, по некоторым данным, достраивалась его наследниками в 1653. В начале XVII в. здесь, на Глинище, одной из возвышенностей берегового склона Москвы-реки, находилась деревянная церковь Никиты Мученика, а ещё ранее, в XV в., — церковь Спаса, видимо, связанная с укреплённым острожком, прикрывавшим в то время ближайшие подступы к городу. Поднятое на высоком подклете здание отличается несимметричной компоновкой объёмов, возможно, обусловленной конфигурацией тесно застроенного усадебного участка. Насыщенная и разнообразная архитектурная декорация здания, выделяющаяся среди других московских церквей этого времени выразительной пластикой и рельефной трактовкой деталей, предвосхитила архитектурные приёмы, ставшие широко распространёнными во второй половине XVII в. Высокий четверик храма с небольшой трапезной, завершённый пирамидой кокошников с пятиглавием, усложнён по сторонам двумя несимметричными одноглавыми приделами, повторяющими в уменьшенном масштабе его формы. Более крупный северный Никольский придел имеет собственную небольшую трапезную, меньший южный, посвящённый Никите Мученику, использовался как родовая усыпальница Никитниковых. Стройные пропорции объёмов подчёркивает членение фасадов белокаменными колонками. В убранстве фасадов использованы поливные изразцы. Окна обрамлены колончатыми наличниками с килевидными навершиями. С восточной стороны композицию церкви дополняют три полукруглые апсиды, а с запада — чрезвычайно эффектно поставленные в одну линию трехъярусная шатровая колокольня (во втором её ярусе размещается придел Иоанна Богослова), 2-ярусная галерея-паперть на аркаде и сильно выступающее на проезжую часть Никитникова переулка крыльцо, увенчанное шатром. Подобное же крыльцо существовало и на северном фасаде, искажённом в начале XX в. пристройками. Судя по замечательной белокаменной резьбе орнаментального характера, украшающей порталы храма и окна на его южном фасаде, в строительстве церкви, вероятно, принимали участие царские мастера, незадолго до этого завершившие сооружение Теремного дворца в Кремле. Иконостас в интерьере храма выполнен московскими и ярославскими резчиками в 1640-х гг. Его иконы (1652 — 1668) и хорошо сохранившиеся росписи (1652—53), отмеченные динамикой многофигурных композиций и ярким декоративизмом, видимо, принадлежат творчеству лучших изографов Оружейной палаты: Я. Казанцу, И. Владимирову, Г. Кондратьеву и С. Ушакову. В церкви хранится список чудотворной иконы Грузинской Богоматери, выполненной в 1654 в связи с избавлением Москвы от эпидемии моровой язвы. В 1904 в память 200-летнего юбилея этого события в подклете храма был освящён придел Грузинской Богоматери. В 1900 церковь посетил император Николай II. В 1923 в церкви был открыт Музей живописца Симона Ушакова; богослужения окончательно прекратились в 1929. В 1941 — 1945 музей был эвакуирован; часть помещений здания использовалась под жильё и склады. Второе открытие Музея древнерусской живописи состоялось в 1963. Реставрационные работы и раскрытие живописи проводились в 1923—30, 1949—63, 1980 — начале 90-х гг. В настоящее время музей не функционирует.
Церковь Всех Святых на Кулишках
Церковь Всех Святых на Кулишках — Подворье Александрийской Православной Церкви. Храм расположен на Славянской площади, в Зарядье, недалеко от Китай-города. Несмотря на значительный уровень культурного слоя (отчасти снят с северо-востока), церковь продолжает определять архитектурный облик Славянской площади. Практически под самым храмом устроен вход на станцию метро «Китай-город». Первая деревянная церковь на этом месте была построена во времена Дмитрия Донского. В русских летописях под 1365 годом при описании большого московского пожара (получившего впоследствии название Всесвятского), церковь Всех Святых упоминается как уже существующая. В конце XVIII века в путеводителях по Москве появилось предположение о связи строительства храма с увековечиванием памяти воинов, павших 8 сентября 1380 года на Донском побоище. В XIV веке место, выбранное для церкви, был недалеко от границы Москвы и слово кулишки стало синонимом местонахождения «на краю земли»; теперь это исторический центр Москвы. Фраза «у чёрта на куличках», как считается, связана с событиями 1666 года, когда в богадельне у Ивановского монастыря завелась нечистая сила, изгнать которую удалось только призванному из Флорищевой пустыни старцу Илариону Суздальскому, который «пять недель с двумя иноками там подвизался в молитвах». Церковь была полностью перестроена в камне в 1488 году и затем вновь в стиле московского барокко в 1687—1689 годах. В 1930 году церковь была закрыта, но вместо планировавшегося сноса была приспособлена под нужды органов госбезопасности. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных[. В 1975 году здание было передано Музею истории Москвы, в связи с чем в 1970-82 годах была проведена реставрация этого интересного памятника архитектуры. В 1991 году здание было возвращено Русской Православной Церкви. В 1994 году в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных и в память о них у стены подвала был установлен крест с изображениями новомучеников. Здание церкви двухъярусное, одноглавое, с единственной полукруглой апсидой, обстроенной с трёх сторон галереей, к западному фасаду которой примыкает паперть. С северо-западного угла силуэт церкви оживляет трехъярусная восьмиугольная колокольня с барочными деталями. Это одна из немногих «пизанских башен» российской столицы. Нижний ярус, скрытый от глаз культурным слоем, сохранил надгробия XV—XVI вв. Интересен северный портал с белокаменными деталями. Стенопись послепетровского времени в последнее время была отреставрирована.
Церковь Николая Чудотворца в Покровском.
Село Рубцово-Покровское с расположенными в нём Никольским и Покровским храмами имеет древнюю и богатую историю. Название «Рубцово» село получило в 1586 году, следовательно деревянная Никольская церковь в нём уже существовала. В начале XVII века, близ села Рубцово на реке Яузе царь Михаил Феодорович устроил свой загородный дворец, в котором жил первые годы, пока обстраивался Кремль после разрушения его польско-литовскими интервентами. После поляков Никольская церковь была обновлена и вновь освящена 5 мая 1615 года. После постройки в 1618 году второго храма — Покровского, село Рубцово стали называть Покровским.Новый каменный храм с приделами Петра и Павла и Покровским был построен в промежутке между 1765-66 годами. Нынешняя колокольня начала XIX века. В 1889-93 годах храм надстроен и расширен, алтари приделов выдвинуты в один ряд с главным. В 1740—50-х годах в приходе храма жил полководец Александр Васильевич Суворов.В 1931 году храм был закрыт. Здание было переделано под хлебозавод. В 1984 году хлебозавод был закрыт из-за аварийного состояния здания. В 1992 году перестроенный и полуразрушенный храм вернули Русской Православной Церкви. В 1995 году начались первые богослужения. В настоящее время приход у храма общий, с расположенной через дорогу Покровской церковью.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове
Село Рубцово-Покровское известно с XVII века, когда близ него на реке Яузе царь Михаил Феодорович устроил свой загородный дворец и при нём большой сад. В этом саду впервые в России были разведены махровые розы. А во дворце Михаил Феодорович жил первые годы, пока обстраивался Кремль после разрушения его польско-литовскими интервентами. В память отражения гетмана Сагайдачного, едва не взявшего приступом Москву на Покров 1618 года царь Михаил построил здесь обетную деревянную церковь. В 1627 году государь построил здесь же великолепную каменную церковь Покрова, сохранившуюся доныне. По углам с восточной стороны главного куба были пристроены два одноглавых придела Царевича Димитрия и преподобного Сергия Радонежского. С западной стороны была возведена звонница. По церкви дворец и село стали называть с того времени покровскими. Считается, что каменный храм — один из Дворцовых соборов — является памятником русской воинской славы, свидетельством окончания смуты и начала возрождения Отечества. В 1820-х годах Покровский собор стал приходской церковью. В середине XIX века при храме была образована епархиальная община сестёр милосердия. При общине был детский приют, аптека, амбулатория, дом призрения для престарелых, фельдшерские курсы и школа шелководства. Храм имеет подклеть, была открыта ходовая паперть на арках. В 1787 году построена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы, открытые паперти обращены в закрытые трапезные для приделов, заложены нижние арки под папертью. Ограда храма с часовней была построена в 1879 году по проекту архитектора П. П. Скоморошенко (не сохранились).В 1934 году храм был закрыт, разграблен, кладбище при храме разорено, высокая каменная ограда с воротами разрушена. Здание храма передали Метрострою под электромонтажные мастерские. Считается, что название Арбатско-Покровской линии московского метро напрямую связано с названием Покровского храма. Само здание храма не перестраивалось и сохранилось в неизменном виде.В 1961 году здание было передано хоровой капелле (ныне Государственная академическая хоровая капелла России им. А. А. Юрлова). В течение двух лет церковь была отреставрирована.В 1992 году было принято решение о передаче здания епархии, с 1998 года в одном из помещений нижнего яруса организована церковь. Полностью здание перешло в ведение церкви в 2003 году, когда капелла получила новое современное здание.На разорённом кладбище восстановлено захоронение протоиерея Иоанна Иаковлевича Берёзкина (1837—1919), настоятеля Храма Богоявления в Елохове.В настоящее время в Покровском храме богослужения проводятся по древнему (старообрядному) чину. С 3 июля 2009 года при храме действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.
Церковь Троицы Живоначальной в Хорошеве
Храм Живоначальной Троицы построен в 1596-98 годах в селе Хорошеве, принадлежавшем в конце XVI века царю Борису Годунову,по образцу Малого собора Донского монастыря предположительно Фёдором Конем. Здесь же, рядом с храмом, располагался царский путевой деревянный дворец, потому что через село проходила важная дорога - Звенигородский тракт.Основной объём храма одноглавый, увенчан несколькими ярусами пышных кокошников. С боков к нему примыкают два симметричных придела со схожим декором. Стены и абсиды украшены тонкими лопатками и карнизами со сложной профилировкой.Первоначально храм с двумя приделами был окружен папертью. В середине XVIII века (1764—1768) разобрали обветшавшую звонницу и выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней. В 1840-х годах вместо паперти, которую разобрали, была построена обширная трапезная, соединившая здания храма и колокольни в единый комплекс. Храм принадлежал Дворцовому ведомству, и поэтому над его убранством работали мастера Кремлевской Оружейной палаты. В XVII веке храм получил большую известность; 13 июня 1619 здесь встречали направлявшегося в столицу Патриарха Филарета. На службы в Хорошево неоднократно приезжал царь Алексей Михайлович. Ко храму было приписано несколько окрестных деревень.В 1939 году храм был закрыт и отдан под колхозный клуб, потом — под детскую консультацию. В 1963—1964 гг. под руководством архитектора Б. Л. Альтшуллера церковь исследовали и отреставрировали, частично вернув ей первоначальный облик. Однако восстановить в прежнем виде стёсанные при перестройках перспективные порталы не оказалось возможным.Трапезной и колокольни реставрация не коснулась. В них располагался цех фабрики офсетной печати. На Пасху, 30 апреля 1989 года состоялось первое богослужение. Более 10 лет храм реставрировался и благоустраивался. Храм был освящен Патриархом Алексием II 5 июля 1998 года. Летом 2002 года восстановлен уникальный декор - керамические блюда в закомарах центрального объема, изготовленные по образцу родосских фаянсовых тарелок, некогда подаренных Борису Годунову гостями из Оттоманской империи.
Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе
Этот живописный и праздничный храм представляет собой тип посадского храма, который получил распространение в Москве в 17 веке. Название местности говорит о том, что здесь было поселение выходцев из Пскова. Пятиглавая церковь Георгия на Псковской горке была построена в 1658 году на месте более древней церкви 15 века. Позолоченный центральный купол храма окружен ярко-голубыми, с золотыми звездами, малыми главами. Рельефный декор фасадов из тесаного кирпича придает зданию исключительную живописность. С запада к храму примыкает трапезная, которая соединена переходом со стройной колокольней в неоготическим стиле, возведенной в 1818 году на месте первоначальной звонницы.резко контрастирующие с основным зданием церкви из-за своего псевдоготического стиля. Позднейшая побелка сводов скрывает интересную живопись, части которой проявились после фрагментарных расчисток множества наслоений. В 1930-х годах церковь была закрыта. После реставрации в 70-х годах, здание использовалось под выставочные залы Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В настоящее время церковь Георгия Победоносца на Псковской горке входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.
Климентовская церковь
Свято-Климентовский храм закономерно доминирует в районе, издревле именуемым Заречьем, или Замосковьем. Отсюда Большая улица и Ордынская дорога вели в Золотую Орду. Здесь проживали "толмачи" - переводчики и "ордынцы" - исполнители воли великого московского князя в Орде. Сюда, преодолев моря и реки, привозили свои товары иноземные купцы - "гости". Возможно, на рубеже XV - XVI вв. они и основали у так называемого замосковского Ленивого торжка церковь в честь Климента Римского, чтобы возносить в ней молитвы священномученику - покровителю всех жаждущих света истинной веры Христовой и путешествующих по водам. Храм Священномученика Климента, Папы Римского — православный храм в честь Священномученика Климента, расположенный в Москве на пересечении Климентовского переулка и улицы Пятницкой. Крупнейший в Замоскворечье храм. Главный престол освящён в честь Преображения Господня и вторым названием церкви является Храм Спаса Преображения.Впервые упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польским-литовским войском гетмана Ходкевича. 24 августа 1612 года у «острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского» развернулись тяжелые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боев, когда войска гетмана захватили острог и церковь св. Климента, св. Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога. Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом; в 1662 у него было уже три придела. Храм был перестроен в 1720, затем в 1756—1758 к нему добавили трапезную и колокольню. В 1762 прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 на средства купца К. М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено; предположительно, его выстроил И. Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини. В 1929 году храм был закрыт, а в 1934 отдан под хранение книг Ленинской библиотеке. В 2008 году храм отдан РПЦ, книги были вывезены, и по инициативе Ю. М. Лужкова была начата масштабная реставрация по воссозданию исторического облика, которая продолжается в настоящий момент.
Храм Воскресения Христова в Кадашах
Храм Воскресения Христова в Кадашах Храм расположен в районе Якиманка между двух основных дорог на юг — Полянкой и Ордынкой Первое упоминание о церкви Воскресения относится к 1493 году. Первоначально храм называли «церковь Воскресения, что на Грязех». Такое название было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. Церковь Воскресения в Кадашах, по мнению современных учёных, служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья и определяла главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском. Первое каменное здание, построенное в 1657 году, просуществовало около 30 лет. В 1687 году было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашёвской слободы — купцов Кодрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича. В 1695 году три лестницы были разобраны, и с западной стороны пристроена колокольня высотой более 43 метров. Храм построен в стиле московского барокко, который характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Резьбой по белому камню отдекорированы наличники окон, порталы, гребешки и карнизы. В храме четыре алтаря. Главный престол — Воскресения Христова, в честь которого и назван весь храм. Стены храма были расписаны царскими изографами Петром Беляевым, Николем Соломоновым, Петром Коробовым и Петром Билиндиным. В 1812 году храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме наполеоновскими войсками была устроена конюшня. В результате поджога пострадала и колокольня. Значительная часть ценностей была расхищена. В 1830 начались реставрационные работы, продолжавшиеся до 1860 года. В 1848 году была выполнена новая стенопись художником Щепетовым П. Н., а иконостас, начиная с грунтовки, был заново позолочен. В первой половине XIX века были разобраны трёхмаршевые лестницы по обеим сторонам колокольни, а на их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением. Также были переложены апсиды. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В 1934 году храм был закрыт. В нём располагались различные государственные учреждения, в том числе архив КГБ и спортивный клуб колбасной фабрики. В середине XX века храм был отреставрирован архитектором Г. В. Алферовой и в 1966 году отреставрированное здание храма передали в реставрационный центр ВХНРЦ им. Грабаря. В 1992 году был образован приход храма, а 1 декабря 2006 года подписан акт о передаче храма приходу Русской православной церкви. Продолжаются работы по восстановлению храма и споры о территории, ему принадлежащей. Попытки столичных властей в 2010 году снести дом дьякона и некоторые близлежащие здания ради возведения новостроя натолкнулись на общественное сопротивление. Конфликт широко освещался в российской прессе. Главный колокол храма был отлит в 1750 году и его вес составил 400 пудов (около 6,5 тонн) мастером Константином Михайловичем Слизовым, который также отлил и Большой Успенский колокол на колокольне Ивана Великого. По некоторым сведениям этот колокол в настоящее время находится в Большом театре и используется в «Борисе Годунове».
Церковь Иверской иконы Божией Матери
Церковь Иверской Иконы Божьей матери при Общине сестер милосердия построена на средства Е. С. Ляминой в 1896-1901 гг. по проекту архитектора С. К. Родионова. Иверская община сестер милосердия Российского общества Красного Креста основана в 1894 г. Главным вдохновителем деятельности общины была великая княгиня Елизавета Федоровна. Все постройки на территории общины были приспособлены под больничные покои (1910-1912).Сестры общины принимали участие во всех боевых действиях первой четверти XX в., командировались в районы эпидемий и стихийных бедствий. Одноглавый, четырехугольный с полукруглыми завершениями храм, возведенный в русско-византийском стиле, имеет круглый световой барабан. Использованы формы древнего владимиро-суздальского и новгородского зодчества (аркатурно-колончатые пояса, килевидные завершения порталов, пояса нишек в верхней части барабана). Орнаменты храма выполнены по образцу Новгородского Софийского собора. К западным углам примыкают галерея и звонница. Иконостас - мраморный. Сохранились росписи внутри храма. В 1918 г. община была закрыта. На ее основе была создана 2-я школа медсестер. Храм закрыли в 1923 г. Колокольню-звонницу разрушили. В зданиях общины разместились городская детская больница № 20 (первое в стране учреждение по оказанию неотложной хирургической и травматологической помощи детям), а в помещении храма - склад. Организатором и многолетним руководителем больницы был один из основоположников московской детской травматологии Н. Г. Дарье. С 1937 г. больница носит имя К. А. Тимирязева. Богослужения возобновлены в 1993 г. Проведена реставрация.
Церковь "Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках"
Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы известна с 1625 г. как церковь на Старом посольском дворе, за Тверскими воротами на земле Новой слободы. Церковь Рождества Богородицы в Путинках имеет статус патриаршьего подворья. Здание построено в стиле «русского узорочья». Одна из последних крупных шатровых церквей в истории русской архитектуры.Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче. Название «в Путинках» одни авторы связывали с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило через Новгород по Тверской дороге); другие — что церковь находилась на «путях» в Дмитров и другие северные города— в разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название. Церковь была построена из специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада.После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.В конце XVII века к храму была пристроена новая широкая трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, включающая более старые части церкви, и сооружена сторожка с ходом на колокольню. Сложность и дробность архитектурного решения храма усиливались наружной росписью и разноцветной черепицей. В 1897 году была проведена реставрация церкви архитектором Н. В. Султановым.В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма с завершением, скопированным с завершений самого храма. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации храма в 1957 году и заменено новым, стилизованным под XVII век.Реставрацией руководил архитектор Н. Н. Свешников. Работы велись при постоянном контроле Академии архитектуры в лице члена-корреспондента академии Д. П. Сухова. Реставрация имела высочайшую оценку Академии архитектуры.В 1930-х годах в храме служила братия Высоко-Петровского монастыря, а в 1935 году приход был закрыт. После закрытия в церковном здании были устроены конторские помещения, а затем репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене», где до лета 1990 года дрессировали собак и обезьян.В 1990 году храм был передан православной церкви, началось его восстановление. Настоятелем храма был назначен игумен Серафим (С. П. Шлыков), однако в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священник при невыясненных обстоятельствах был убит.Богослужения в храме возобновились с августа 1991 года.Большой вклад в восстановление храма оказал Александр Абдулов[8], по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы.Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом», весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления Храма. 5 января 2008 года в Храме Рождества Богородицы в Путинках прошло отпевание А. Абдулова.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
Деревянная церковь известна с XVI века. Каменную церковь строят в 70-х годах XVII века, предположительно, датой завершения строительства является 1676 год. Первоначально храм представлял собой бесстолпный двусветный четверик, завершенный пятиглавием, с низкой трапезной. Приземистое здание было украшено венчающим поясом кокошников; углы были оформлены колонками. В 1690 г. у северного фасада трапезной был построен придел в формах московского барокко - низкий восьмерик на четверике, перекрытый сомкнутым сводом и завершенный граненым куполом на световом барабане. Придел был освящен во имя св. Николая; глава в виде яблока был редкой формы - в Москве такая глава был только на церкви св. Ермолая. В XVIII в., во второй его четверти, была возведена колокольня. Два ее нижних массивных четверика несут верхние восьмерики с лопотками на углах и фигурными филенками на парапетах самого верхнего яруса звона - этот ярус был первоначально открыт. В 1898 г. при очередном обновлении главы были вызолочены.Колокольню возводят во второй половине XVIII века.23 апреля 1922 года церковь закрывают, сносят главы, верх колокольни, абсиды, пробивают новые двери и окна. В здании сначала располагают жилые квартиры, потом в него переводят швейное производство. В 1990 году в здании бывшего храма располагают производство лекарств. Богослужения возобновляются с 1992 года.
Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская в Алексеевском
В 1673 году царь Алексей Михайлович повелел заложить в дворцовом селе Алексеевском (ранее Копытово), рядом с царским путевым дворцом на пути паломничества в Троице-Сергиеву Лавру к мощам преподобного Сергия Радонежского, церковь во имя чтимой на Руси чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. На селе уже существовала церковь в честь преподобного Алексея, человека Божьего, построенная последней владелицей села Анной Васильевной Трубецкой в 1646-1648 годах.В 1680 году, через 4 года после смерти Алексея Михайловича, состоялось освящение Тихвинской церкви. Из Кремля к ней отправился крестный ход с Патриархом и царем Феодором Алексеевичем, который подарил храму главную святыню — список с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери (сам впоследствии ставший чудотворным).В церковной ограде находится Алексеевское кладбище, на котором покоятся многие праведники, среди которых благочестивая старица схимонахиня Никодима (Дёмина) и местночтимый подвижник иеросхимонах Иннокентий (Орешкин).В начала XX века были построены церковная ограда и дом притча. В 1922 году в подклете храма была устроена церковь Воскресения Словущего (в память о Воскресенской церкви в соседнем селе Ростокино, существовавшей в XVI – XVIII веках).В советское время храм не закрывался. В 1922 году из церкви были изъяты ценности и отобрали нижний храм (в нем была устроена овощная база, затем, до 1998 года, находились мастерские Художественно-производственного предприятия «Софрино», ныне храм восстановлен). Колокола на колокольне были оставлены, однако долгое время не звонили.В 1945 году храм был отремонтирован. В 1970-1980 года проводились реставрационные работы, во время которых под многочисленными слоями записей были открыты старинные настенные росписи.Большой пятиглавый храм в стиле «русское узорочье» на высоком подклете. Шесть круглых столбов трапезы, поддерживающих хоры, украшены медальонами с изображениями пророков и евангелистов. Стены храма украшены картинами из Ветхого и Нового завета, житий преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца.В храме сохранились молельные комнаты царя и царицы — в юго-западной и северо-восточной частях храма. В царской молельне находится прекрасно сохранившаяся до сих пор круглая печь работы отечественных мастеров XVII века, украшенная великолепными изразцами цветной поливы. Представляет прототип последующего «амосовского» отопления. Колокольня 1824 года постройки имеет внутреннее убранство середины XIX века.
Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе
Первый храм во имя митрополита Филиппа (Колычева), открыто выступившего против политики террора Ивана Грозного. Сегодня это не только память о значительнейшем духовном деятеле России, но и уникальный памятник архитектуры XVIII в.В июле 1652 г. мощи митрополита Филиппа были привезены из Соловецкого монастыря, где он погиб, в Москву для общецерковного прославления в Успенском соборе. Во главе процессии находился митрополит Новгородский Никон, в том же месяце ставший патриархом. В Мещанской слободе мощи были встречены крестным ходом с участием царя и духовенства. На этом месте поначалу была установлена часовня с памятным крестом, а в 1677 г. поставлена деревянная церковь во имя святителя Филиппа. В 1691 г. она была заменена каменным зданием в стиле "барокко". Но и эта постройка со временем обветшала, грозя обрушиться. Митрополиту Московский Платон дал разрешение на возведение нового здания. Работы продолжались в течение 1777–1788 гг. Трапезная и колокольня остались от 1750–1752 гг.Об архитекторе ведутся дискуссии, но наиболее вероятным автором проекта считается М.Ф. Казаков. Официально работами руководил С.А. Карин. Храм был создан по канонам классицизма и богато украшен: изначально существовал план размещения при нем подворья митрополита Платона. Барочная колокольня и почти лишенная декора трапезная контрастируют с ротондой основной части храма, украшенной наличниками, медальонами, четырехколонными ионическими портиками с лепниной и пилястровым портиком на алтарной апсиде с востока. Ротонда завершается куполом поменьше, прорезанным крупными окнами, купол же увенчан фонарем, напоминающим парковую беседку. Похожее завершение Казаков применил в церкви Вознесения Господня на Гороховом поле. Не менее примечательна церковь изнутри: в западной половине ротонды расставлены полукругом колонны ионического большого ордера, в алтарной части такой же полукруг выполнен из колонн малого коринфского ордера. Хоры при этом расположены на колоннах дорического ордера. Архитектор словно хотел использовать все возможные варианты классицистического декора, применявшиеся в ту эпоху в православных храмах. Купол изнутри украшен тонко проработанными кессонами. Впечатление от масштабности церкви изнутри еще более усиливается с помощью многочисленных декоративных деталей.Около 1939 г. богослужения здесь прекратились. Окружающая застройка и церковные дома почти полностью были снесены при строительстве с/к «Олимпийский». Однако самому храму относительно повезло: здание сохранило не только внешний облик, но и практически полностью внутреннее убранство. В нем находился архив Госстандарта, из-за чего увидеть уникальные церковные интерьеры было невозможно. Ситуация изменилась в 1991 г., когда в храме возобновились богослужения. В 1994 г. при нем было создано Сибирское подворье, для которого построены часовня в честь просветителей Сибирских земель и два корпуса — все в стилистике Филипповского храма. Церковь сегодня открыта для всех желающих.
Апсида церкви Филиппа Митрополита в Мещанской слободе
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах
Деревянный храм Успения впервые упоминается в 1560 г. В 1653 г., при государе Алексее Михайловиче, была построена каменная церковь - с колокольней и приделом Николая Чудотворца. В 1750 г. к ней была сделана пристройка с приделом св. Спиридона. В 1791 г. старое здание было разобрано. На средства В.И.Тутолмина, В.Я.Жигарева и С.П.Васильева было построено новое храмовое здание. Оно строилось в 1791-99 гг., но завершили его в 1806 г(арх. Н.И. Легран). Храм является памятником зрелого московского классицизма. Классическое здание принадлежит к типу двухколокольных церквей, очень редкому в Москве в конце XVIII в. Широкий световой барабан, несущий купол с легким колончатым фонариком, равен по диаметру ротонде основного помещения храма, расширенного двумя полукруглыми в плане притворами с четырехколонными портиками. Широкие арки и полусферические перекрытия притворов объединяют их пространство с подкупольной ротондой. Трапезная с двумя приделами почти не выделена наружными членениями, что подчеркивает единство объема здания. Западный фасад фланкирован двумя колокольнями. Глубокая двухколонная лоджия между ними частично заложена в 1899 г. Промежуточный ярус колоколен завышен, и это делает здание громоздким. Аттик над лоджией соответствует по высоте этому ярусу; в его полуциркульной нише должна была разместиться скульптурная группа. Храм упомянут в "Войне и мире" Л.Н.Толстого: сюда Мария Дмитриевна Ахросимова приводила барышень Ростовых. (Прототип Ахросимовой, Анастасия Дмитриевна Офросимова, жила в Чистом пер., в усадьбе № 5). Храм был закрыт в 1932 г. Здание приспособили под бытовое применение: лоджию заложили, главки колоколен снесли, фонарик с главой разобрали. Окна растесали, сломали западный портик. В здании разместилось монтажное управление. Богослужения ведутся с 2001 года.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе
Там, где сегодня в Москве находятся Красносельские улицы, когда-то стояло село. Называлось оно Красным, в XVII веке был построен здесь Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Красносельские улицы получили свое название в XVIII веке. Документы XIV – XVI вв. сохранили много-численные свидетельства ранней истории села, давно вошедшего в городскую черту Москвы. Впервые село упоминается в 1423 году, в духовной Василия I. В период нашествия хана Ахмата в 1480 году вел. князь Иоанн III жил в Красном селе в Москве Деревянный Храм известен уже с 1620 года, а придел свт. Николая – с 22 января 1697 года. Каменный Храм был построен в 1701 году. В 1730 г. церковь расширили, был добавлен слева придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. К 1751 году пристроена обширная трапезная у алтаря приделов по восточным углам и колокольня. 25 августа 1751 года храм был освящен. Во время пожара 1812 г. огонь пощадил Покровскую церковь, но к 1838 г. она пришла в ветхость, и на средства, пожертвованные почетными гражданами Гаврилой Никитичем Урусовым и Евдокией Григорьевной Малютиной, храм был возобновлен и благолепно украшен. Крестообразный верх Храм получил в 1816 году. В 1838 г. выстроено новое многоглавое завершение (архитектор О.И. Бове). Сооружены вновь главы, кресты, шпиль колокольни, ампирная обработка внешних стен и внутреннее убранство, включая великолепный главный иконостас.Престолы: главный – Покрова Пресвятой Богородицы,приделы – свт. Николая и Иоанна Предтечи. Следующее обновление началось в 1902 году, сделаны угловые пристройки с востока алтарей приделов, перемещенных из трапезной, с северо-запада пристроена ризница. Храм был освящен 25 июля 1904 г. Тогда, в новопостроенных приделах появились новые иконостасы, а старые иконостасы были вывезены в село Спас-Михнево Бронницкого уезда. В 1934 г. церковь начали ломать. Окна были разрушены, апсиды, выступавшие на линию тротуара пробиты для устройства прохода, а затем и вовсе отломаны. Ограда снесена. С 1966 года внутри храма размещался Завод "КЭМЗ" (завод киноэлектромеханической аппаратуры). В 1979 году удалось поставить здание на государственную охрану . До 1984 года никакой реставрации так и не проводилось; затем она все-таки началось, но шла очень медленно. Состояние храма оставалось крайне запущенным. В 1980-1990 гг. здесь находилось Центральное конструкторское бюро Министерства легкой промышленности по производству игрушек. В 1996 г. церковь была передана приходу
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Очаровательная старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Турчаниновом переулке построена в 1907 - 1911 годах, после того как были сняты запреты на возведение в Москве старообрядческих храмов, существовавшие два с половиной века. Участок под строительство и средства на возведение пожертвовали купцы Рябушинские, которые, как и большинство представителей купеческих фамилий хранили верность традициям старой веры. Применение стилевой эклектики (псковская и новгородская старорусская архитектура с элементами модерна) не помешало архитекторам Адамовичу и Маяту создать гармоничный образ этого небольшого и радостного по духу храма.Черные купола - редкий для русской церкви цвет.
Апсида церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
Храм Всех Святых, что в Красном Селе
Алексеевский девичий монастырь был основан в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Московским на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря), а первой игуменией обители стала сестра святителя - преподобная Иулиания. Это был первый женский монастырь в Москве. Обитель пережила много бед и напастей, восставала из пламени пожаров, не единожды разорялась и вновь восставала из руин. Монастырь был сожжен и разграблен татарами в 1451 году. Опустошался пожарами 1514 года и большим подаром 1547 года, после чего обитель перенесли ближе к Кремлю, в черту Белого города - Чертолье. В 1812 году монастырь терпит общую участь с Москвой, которая была "французу отдана". Последний переезд в Красное Село, к Крестовоздвиженской церкви, был предпринят в связи со строительством на месте монастыря храма Христа Спасителя. В 1841 году с разрешения святителя Филарета (Дроздова) на территории монастыря было открыто кладбище. Здесь находились могилы историков П.И.Бартенева и А.А.Шахова, публициста и издателя М.Н.Каткова, поэта А.М.Жемчужникова (одного из создателей Козьмы Пруткова), мемуариста Ф.Ф.Вигеля, архитектора А.С,Каминского, художников С.К.Зарянко и И.М.Прянишникова, физика П.Н.Лебедева, основателя Народного университета А.А.Шанявского, мецената Надежды фон Мекк. На кладбище стояли усыпальницы купцов Котовых (работы В.М.Васнецова) и Алексеевых, родителей К.С.Станиславского. Получая значительные вклады доброхотов и попечителей, имея золотошвейную, иконописную, рукодельную мастерские, монастырь возводит храмы, обновляет и строит новые здания для келий, ограждает свою территорию каменными башнями.В 1902 году было уже 42 строения, в том числе, четыре храма: Крестовоздвиженский храм, Храм преподобного Алексия Человека Божия с приделами в честь Грузинской иконы Божией Матери и преподобного Павла Латрийского, Храм Всех Святых с приделом Казанской иконы Божией Матери и больничный храм в честь Архистратига Михаила. В 1871 году при монастыре открылось первое в России женское училище для выходцев из южнославянских стран. спустя несколько лет учредили училище-приют для воспитанниц-сирот из бедных. К 1907 году в обители проживали 51 монахиня и 24 послушницы. В 1926 году святая обитель была закрыта и поругана. Насельницы вынуждены были покинуть монастырь. Девятый вал богоборческой бури разрушил Алексеевский монастырь. Ненавистники исторической памяти народа погребли под шестирядной эстакадой автомагистрали кресты и надгробные памятники наших предков, а территория обители была разрублена этой автомагистралью на две части. Крестовоздвиженский храм оказался сокрыт под строениями Института рабного хозяйства. Больничный храм был разрушен полностью. Но вот осенью 1990 года стал возрождаться и оживать храм Всех Святых. Интересно вспомнить, что несколько раз откладывалось освящение храма, покуда, наконец, оно не свершилось на Лазареву субботу в 1991 году. И только позже стало ясно, что этот день совпал с празднованием памяти преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя монастыря. А в Великую субботу в 1992 году наш храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. 25 ноября 2002 года на праздник Милостивой иконы Божией Матери состоялось освящение левого придела в храме преподобного Алексия человека Божия. Сейчас в этом приделе проводятся регулярные богослужения. А в остальной части храма ведутся реставрационные работы.
No comments:
Post a Comment