Замок Аруэ — резиденция (шато) Марка де Бово-Краона, наместника Лотарингии, возведённая в 1720-32 гг. по проекту архитектора Жермена Боффрана в местечке Аруэ (историческая область Сентуа департамента Мёрт и Мозель), в 25 км южнее Нанси. Другие названия — дворец Аруэ и замок Бово-Краон. В списке исторических памятников с 1983 года
Портрет Марка де Бово-Краона
Замок Аруэ уже третий, который стоит на этой земле. Дело в том, что это место, занимало выгодное положение, и в средние века была возможность контролировать реку. Но в XV веке семье Аруэ обрушились очень тяжкие испытания, через что они покинули эти края.
Нынешний замок расположен на том же месте, где располагался более древний замок. Интересно, что архитектор включил в план нового замка четыре башни и ров его предшественника, которым некогда владел маршал де Бассомпьер.
Франсуа де Бассомпьер, маркиз д’Аруэ (12 апреля 1579 — 12 октября 1646) — зять герцога Гиза, фаворит Генриха IV, маршал Франции (1622), автор пространных мемуаров о придворной жизни своего времени. По словам авторов ЭСБЕ, «расточительный, вечно в долгах, красивый, ловкий, Бассомпьер представляет собой одну из наиболее типичных фигур французского светского общества XVII столетия».
[more=далее]
Бассомпьер происходил из старинной лотарингской дворянской фамилии. Воспитывался с братьями в Баварии и Италии. Двадцатилетним юношей попал ко двору Генриха IV и скоро сделался любимцем короля, который уже в 1610 году произвел его в полковники. Его первыми военными кампаниями были савойская (1600) и турецкая (1603). При создании площади Вогезов он обзавёлся на ней роскошным особняком, который его внебрачный сын (от сестры маркизы де Вернёй), епископ Сентский, впоследствии продаст в казну.
После смерти Генриха Бассомпьер своими учтивыми манерами приобрел расположение королевы Марии Медичи, которая в 1614 году сделала его главноначальствующим над швейцарскими наемными войсками. Тем не менее при несогласиях, возникших между Марией и её сыном, он принял сторону короля и немало содействовал низвержению королевы. В награду за это он получил маршальский жезл, а затем был посланником в Испании (1621), в Швейцарии (1625) и в Англии (1626), причем выказал себя и отличным дипломатом.
По возвращении во Францию маршал Бассомпьер покрыл себя славой при осаде Ла-Рошели, подавлении мятежа Монморанси и штурме горного прохода у Сузы. Он тайно женился на близкой подруге королевы, Луизе Маргарите Лотарингской (дочери Генриха де Гиза, вдове Франсуа де Конти и суверенной правительнице Шато-Рено).
Когда и на кого пришелся первый любовный поход маршала история благополучно запамятовала. И немудрено, ведь к 40 годам весь мундир бывалого вояки был увешан медалями за взятие того или иного неприступного бастиона. Лишь однажды Бассомпьер добровольно согласился пойти под венец, но насмешница-судьба из подручного материала состряпала ему такую затейливую фигу, что желание жениться навсегда затаилось в самом темном уголке его широкой и развеселой души. Шарлотта де Монморанси — дочь великого главнокомандующего Франции, была маркизу по-настоящему дорога и желанна, однако известный греховодник Генрих IV решил, что такая Шарлоттка нужна ему самому.
К сожалению,все известные портреты из замка были выставлены на аукцион принцессой Минни,владелицей замка
На семейных посиделках и этому портрету было единогласно присвоено название «Разошлись, как в море корабли».
Король наскоро расстроил помолвку Бассопьера и его избранницы, выдав девицу за казалось бы ручного принца Конде. С маркизом договориться о краткосрочной, почасовой аренде супруги было невозможно, а вот принц показался Генриху самой подходящей для этого кандидатурой. Однако к вящему удивлению монарха Конде совершенно неожиданно показал свои не самые ядовитые, но вполне травмоопасные зубы. Больше года они с Шарлоттой лавировали по всей Европе, спасаясь от страсти не на шутку распалившегося самодержца; из-за них чуть было не началась настоящая война с Брюсселем, и только смерть Генриха в итоге избавила молодоженов от преследования.
Король наскоро расстроил помолвку Бассопьера и его избранницы, выдав девицу за казалось бы ручного принца Конде. С маркизом договориться о краткосрочной, почасовой аренде супруги было невозможно, а вот принц показался Генриху самой подходящей для этого кандидатурой. Однако к вящему удивлению монарха Конде совершенно неожиданно показал свои не самые ядовитые, но вполне травмоопасные зубы. Больше года они с Шарлоттой лавировали по всей Европе, спасаясь от страсти не на шутку распалившегося самодержца; из-за них чуть было не началась настоящая война с Брюсселем, и только смерть Генриха в итоге избавила молодоженов от преследования.
Луиза Маргарита Лотарингская (1588 — 30 апреля 1631) — дочь Генриха де Гиза и Екатерины Клевской, наследница княжества Шато-Рено.Она была названа в честь своих крестных, королев Луизы и Маргариты, и воспитана бабушкой — Анной д’Эсте. Таллеман де Рео пишет, что Генрих IV готовил Луизу Маргариту себе в жёны, однако подлинность этого свидетельства оспаривается. Он также пишет, что Луиза Маргарита тайно вышла замуж за маршала Бассомпьера и имела от него внебрачного ребёнка. Эти сведения также не имеют документального подтверждения.
В качестве компенсации за пережитые неудобства король очень помог Бассомпьеру в его судебных дрязгах с мадемуазель д'Антраг. Он и сам как минимум два раза вполне конкретно и с узаконенными отпрысками полюбил сестру этой девицы, а потому не понаслышке знал о навязчивом желании дам из этой семьи обрести обеспеченных кормильцев на постоянной основе.
Мадемуазель д'Антраг не совсем правильно истолковала намерения маркиза, решив что ночь любви должна непременно завершиться утренним визитом в церковь, а вот в голове Бассомпьера рисовались кардинально иные планы.
Мадемуазель д'Антраг не совсем правильно истолковала намерения маркиза, решив что ночь любви должна непременно завершиться утренним визитом в церковь, а вот в голове Бассомпьера рисовались кардинально иные планы.
6 лет они обсуждали это недопонимание в суде, пока наконец д'Антраг не прекратила называть себя маршальшей. Когда Бассомпьеру принесли эту добрую весть он с присущим ему оптимизмом произнес: «Еще бы, ведь я уже давненько не вручал ей свой маршальский жезл».
Однако девицы, дочери коннетаблей и бесхозные жены не идут ни в какое сравнение с особами монаршими. Имен всезнающих держателей свечек в отношениях маркиза с Марией Медичи история не сохранила. Однако шутки Бассомпьера адресованные первой даме королевства могли заставить перешептываться даже немых.
Однако девицы, дочери коннетаблей и бесхозные жены не идут ни в какое сравнение с особами монаршими. Имен всезнающих держателей свечек в отношениях маркиза с Марией Медичи история не сохранила. Однако шутки Бассомпьера адресованные первой даме королевства могли заставить перешептываться даже немых.
французская художница Джой де Роан Шабо отдает дань уважения бабочке-символу лета и детства в замке Аруэ
На одном из вечеров Мария Медичи пустилась в пространные рассуждения о своих французских преференциях. «Я так люблю Париж и так люблю Сен-Жермен, что хотела бы одной ногой стоять здесь, а другой — там” – сказала она, обращаясь ко всем присутствующим. Придворное окружение королевы понимающе закатило глаза в знак одобрения столь шикарного выбора своей госпожи, а Бассомпьер после небольшой паузы произнес: «В таком случае я счел бы за счастье поселиться в Нантере»! Не нужно было быть счастливым обладателем козьей ножки, чтобы определить местоположение этого городка, приютившегося в аккурат посередке между столицей и Сен-Жерменом….
Таких историй в жизни маркиза было гораздо больше чем кровавых баталий и победоносных штурмов. И в итоге именно женщина поставила крест на его блестящей биографии, а возможно и жизни. Одним из наиболее глубоких увлечений Бассомпьера считалась Луиза Маргарита Лотарингская. Говорят, что они даже были тайно обвенчаны и имели ребенка, но трагедия заключалась конечно же совсем в ином. Луиза Маргарита была любимой фрейлиной королевы, и после низложения Марии Медичи Ришелье, словно охотничий пес, взял след и не успокоился до тех пор, пока не очистил вес лес от нежелательной дичи.
Княгиня одной из первых попала под раздачу, увлекая за собой то ли мужа, то ли любовника, то ли маршала Франции. На 12 лет местом постоянной прописки Бассомпьера стала Бастилия, где он оставил здоровье, навсегда похоронил чувство юмора и встретил паскудницу-старость. После смерти Ришелье из тюрьмы на свободу вышел совсем другой человек, которому больше не нашлось места ни при дворе, ни в жизни в целом. Уже через год некогда блестящий маршал тихо отошел в мир иной, а его родовой замок приготовился встречать новых хозяев.
Место для строительства замка было выбрано очень удачно, т. к. занимает очень выгодное положение. По архитектуре он интересен тем, что в нем соединены два стиля: ренессанс и классицизм. Архитектор Жармен Боффман создал проект, включающий 4 главные башни и ров, наполненный водой, что характерно для построек средних веков. А Замок построен в 20-ых годах 18 столетия.
По ренессансной традиции замок имеет 365 окон (по числу дней в году), 52 камина (по числу недель в году), 12 башен и башенок (по числу месяцев) и 4 моста через ров (по числу времён года). Регулярный парк был разбит по проекту ландшафтного архитектора Эмилио Терри.
Убранство принадлежит местным, лотарингским умельцам. Это Жан Ламур (1698—1771), который спроектировал ворота, балконы и лестничные перила, и скульптор Бартелеми Гибай (1699—1757), известный своими фонтанами на площади Станислава в Нанси. Интерьеры музыкального салона в одной из угловых башен выполнены в стиле шинуазри.
Обстановка замка, когда-то принадлежавшая семейству Бово-Краон. Часть мебели в Реставрированном стиле исключительного качества досталась королевской семье в подарок от Зои Талон, графини дю Кейла, любовницы короля Людовика XVIII. Эта мебель перешла во владения семье Бово-Краон как семейная реликвия из рук в руки. Потомки рода Краон до сих пор живут в замке. Здесь сохранилась коллекция гобеленов, в частности, гобелен с изображением сражений Александра Великого. Парк на французский манер был создан архитектором-офорителем Эмильо Терри.
Настоящей изюминкой поместья стал своеобразный календарь, по которому отныне могла жить семья де Бово. По одному из четырех мостов хозяева входили в башню, коих всего было двенадцать, уютно устраивались у камина (их насчитывалось пятьдесят два) и томно смотрели в одно из трехсот шестидесяти пяти окон. Таким образом даже самый тупой, но наблюдательный мажордом мог определить что сегодня за день, неделя, месяц и даже время года.
Мебель переходит из поколения в поколение как реликвия.
Одну из башен замка украшают фрески в стиле 18-го века шинуазри
Часть роскошной мебели замка досталась в 1820 году семье Бово-Краон, владевшей им, от Зои Талон, графини дю Кейла, любовницы короля Людовика XVIII. Потомки Бово-Краонов владеют замком до сих пор.
Принцесса Минни де Бово Краон управляет замком
Замок принадлежит семье Бово-Краон. Потомки этой знаменитой семьи проживают до сих пор. Марк де Бово Караон был лучшим другом герцога Леопольда, в то время правителя Лотарингии. Они вместе воспитывались при австрийском дворе. В знак дружбы Леопольд подарил Марку титул принца.
Титул принца Марка де Бове был действителен и для Франции. После его смерти Замок стал передаваться по наследству. В нем долго никто не проживал. И только в 1921 году в нем появились первые жильцы. Сейчас его владелица - принцесса Мини Бово-Краон,В настоящее время замок Аруэ заселен потомками князя Марка де Бово-Краона, его дочерью Марией Изабель Адель Кристиной Грейси и ее детьми. Некоторые элементы замка Аруэ объявлены памятниками истории Франции постановлением от 27 июня 1983 года и взяты под государственную охрану. Замок, его парк и долина Мадонн с 3 июля 1990 года также входят в список памятников архитектуры.
Церковь Св.Троицы
Так и принцесса старается следить за состоянием Замка. Но денег на капитальный ремонт не хватает. Она сама проводит экскурсии по замку, рассказывает об его истории, чтобы собрать деньги хотя бы на текущий ремонт. Она рассказала, что на содержание у нее ежегодно уходит до 1 млн. евро. Также ее семья вынуждена сдавать в аренду парк под проведение музыкальных спектаклей.
Они приглашают знаменитых оперных исполнителей. И эти музыкальные спектакли под открытым небом имеют огромный успех не только у местных жителей, но и у туристов, приезжающих специально на спектакли со всех уголков мира, чтобы послушать величественные голоса оперных исполнителей. Ежегодно замок посещают до 20 тысяч туристов.
Нам показали интерьер 4 главных башен. Примечательно, что каждая из башен имеет собственный интерьер. Например, в одной из башен находится музыкальная комната-салон, где много старинных музыкальных инструментов. Есть совершенно восхитительный салон Эбера, панели которого разрисованы в стиле времени Людовика ХIV. Прекрасные фрески выполнены в китайском стиле, отличающемся легкостью сюжетов. Здесь же хранится очень ценная коллекция гобеленов. Но особенно впечатляет огромный ковер, для сюжета которого взята битва Александра Великого. Он соткан из золотых, серебряных и шелковых нитей по специальному заказу на мануфактурах Мальеранж. Даже лестницы в Замке являются сами по себе шедеврами.
В небольшой французской деревне Аруэ состоялось открытие экспозиции винтажных свадебных платьев Les Plus Célèbres Robes de Mariée ("Самые известные свадебные платья"). Свои двери для посетителей распахнул один из самых красивых французских замков XVIII века, фамильное владение семьи де Бово-Краон — Château de Haroué. Здесь в интерьере прошлых веков все желающие смогут увидеть кутюрные свадебные туалеты от Christian Dior, Cristóbal Balenciaga, Yves Saint Laurent, Givenchy, Pierre Balmain, создававшиеся в единственном экземпляре для принцесс и аристократок. В числе прочих на выставке будет показана копия свадебного платья Дианы, принцессы Уэльской, разработанного супругами Элизабет и Дэвидом Эммануэль. Кураторами проекта выступили "отставные" модельеры Юбер Живанши и Филипп Вене.
No comments:
Post a Comment