Единорог. Особенности поведения. Любовь и роковые последствия общения с девицами (часть 2) |
Единорог упоминается в древних священных писаниях. В индуизме в древнеиндийском эпосе Махабхарата и «Атхарваведе» говорится, что во время всемирного потопа Прародитель человечества Ману привязал свой корабль к рогу единорога.
У евреев же бытовала следующая легенда: когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, то единорог был первым из наречённых и таким образом был возвышен. Когда Адам и Ева были изгнаны из Рая, то Бог дал единорогу выбор: остаться в Эдеме или уйти с людьми. Единорог предпочёл последнее и был благословен за сочувствие к людям.
Единорог ассоциировался с Христом, так как считалось, что его рог обладает магической целительной силой, кстати поэтому изображение единорога можно было видеть над средневековыми аптеками.
Единорог был символом чистоты и непорочности и изображался первоначально с Девой Марией, положив ей голову на колени. Со временем трактовка расширилась и стали считать, что единорог голову на колени кладёт любой девственнице, поклоняясь её чистоте. Изображение девушка с единорогом стало аллегорическим образом непорочности.
В легенде о девственнице он безошибочно распознает ее целомудрие и, если девушка порочна, пронзает ее рогом. Но если прекрасная девушка действительно девственница, то единорог подвержен сильному чувству. И это чувство - любовь. Любовь возвышает его над всеми мифологическими существами, она охватывает его при виде прекрасной непорочной девственницы. Он становится покорным и засыпает у ее колен.
Но любовь делает единорога уязвимым, ведь единственный способ убить его - именно в этот момент, предварительно накинув ему на шею золотую уздечку.
То есть прекрасная девственница необходима как приманка в охоте на единорога. По девичьей ли наивности, или с её согласия, это зависит от самой девственницы. На некоторых изображениях она даже собственноручно накидывает золотую уздечку на будущую жертву, на других же пытается защитить единорога, но в основном безучастно взирает на мучения и убийство.
Имеются и существенные расхождения в облачении девы: в некоторых произведениях дева должна быть одета, в других она с обнаженной грудью, в третьих обнажённой полностью. Дело в том, что в Бестиариях единорог иногда предпочитает девичью грудь коленям. Детали разнятся, но охота в любом случае закончится гибелью единорога.
Аллегория Целомудрия. Giorgione (1478-1510)
Блюдо, изображающее девственницу и единорога. Майолика 1486–88гг.
Domenichino La fanciulla e l'unicorno (1602)
Девушка с единорогом Деталь фрески Доминико Вампьери 1602-08 Рим. Палаццо Фарнезе
Роспись римского Палаццо Фарнезе кисти Доменикино выполнена сто лет спустя после создания Рафаэлем «Дамы с единорогом» и, предположительно, вдохновлена этой картиной, вернее дамой, на ней изображенной.
Рафаэль «Дама с единорогом»
Есть предположение, что моделью для этой картины была любовница папы Александра VI - Джулия Фарнезе. В одном из инвенториев за 1760 год картина упоминается под названием «Святая Екатерина Александрийская».
Середина XV в., школа Венето. Эстергом, Христианский музей
The Lady and the Unicorn, Plates from the Cluny Museum, Paris, France
То небывалый зверь, такого нет!
Они же, веря, были влюблены
в походку зверя, стать, изгиб спины
и в кроткий взор, в его смиренный свет.
Он не был. Но, ответно их любя,
стал истым зверем. И на воле их,
по воле их, он превозмог себя,
свое существованье — ясен, тих.
Подняв главу, он понял: вышел срок.
И, напитавшись веры их, обрел
такую мощь, настолько став сильней,
что, словно ветку, рог пустил он. Рог.
И, белоснежный, к деве подошел —
отображаясь в зеркальце и в ней.
Р.М. Рильке. «Сонеты к Орфею»
Миниатюра
Средневековый гобелен
Миниатюра
«Physiologus Graecus», охота на единорогов, классический способ.Rochester Bestiary
London, British Library, Royal MS 12 F.xiii.
Псалтирь Ормсби. Восточная Англия, конец 13-нач.14 века.
Мистическая охота на единорога. Ангел Благовещения и единорог, призванный подчеркнуть непорочность Девы Марии . 15th century
Мистическая охота на единорога — аллегорическое изображение евангельской истории Благовещения
Замок-музей в Веймаре. Германия. Серия "Охота на единорога"."Благовещение".
Altarpiece of the Dominicans: The Mystical Hunt - Мартин Шонгауэр
Алтарь Доминиканцев в музее Унтерлинден в эльзасском городе Кольмар, Франция.
Благовещение (Мистическая охота на единорога). 1489 год, круг Мартина Шонгауэра. Пушкинский музей
В образе охотника архангел Гавриил. Он преследует единорога, трубит в горн, вооружён копьём. Его сопровождают четыре собаки, символизирующие христианские добродетели Милосердие, Истину, Мир и Справедливость
Готическая фреска
Святой поднялся, обронив куски
Молитв, разбившихся о созерцанье:
К нему шел вырвавшийся из преданья
Белесый зверь с глазами, как у лани
Украденной, и полными тоски.
В непринужденном равновесье ног
Мерцала белизна слоновой кости
И белый блеск, скользя, по шерсти тек,
А на зверином лбу, как на помосте,
Сиял, как башня в лунном свете, рог
И с каждым шагом выпрямлялся в росте.
Пасть с серовато-розовым пушком
Слегка подсвечивалась белизной
Зубов, обозначавшихся все резче,
И ноздри жадно впитывали зной,
Но взгляда не задерживали вещи:
Он образы метал кругом,
Замкнув весь цикл преданий голубой
Р.М. Рильке. «Сонеты к Орфею»
Артур Боуэн Дэвис. Единороги
No comments:
Post a Comment