Дре́зден (нем. Dresden, польск. Drezno, в.-луж. Drježdźany, чеш. Drážďany) — город в Германии, административный центр Саксонии, на реке Эльбе примерно в сорока километрах от границы с Чехией. Является одним из крупнейших центров промышленности, транспорта и культуры Германии. Население составляет 530 754 человека (31 декабря 2013 года).Название «Дрезден», как и часть названий городских районов, имеет славянские корни, от древнесербского Drežďany («жители пойменных лесов»). Впервые Дрезден документально упоминается в 1206 году в связи с судебным разбирательством между Майсеновской церковью и графом фон Дона из-за спорных территорий (Acta sunt hec dresdene). Как город, уже в другом документе, Дрезден упоминается в 1216 году (Acta sunt hec … in civitate nostra dresdene).
Город подразделяется на 19 округов, которые в свою очередь разделены на районы. Центр города — исторический район Альтштадт (Старый Город) — расположен на левом берегу Эльбы. Сейчас он практически полностью восстановлен после бомбардировок Второй мировой войны. На правом берегу — районы Нойштадт, Пишен. Ближайшие районы на левом берегу: Котта, Блазевиц, Плауэн.
В немецкой литературе Дрезден получил название «Флоренция на Эльбе» (нем. Elb-Florenz), но и за рубежом город широко известен своими памятниками архитектуры в стиле барокко, великолепными собраниями живописи и других произведений искусств.Наибольшего расцвета Саксония (и Дрезден, как её столица) достигла в начале XVIII века при Августе Сильном, который извлекал огромные доходы из управления Речью Посполитой. При нём трудами Пёппельмана и других придворных мастеров центр Дрездена приобрёл знакомый облик в стиле барокко.
В XVIII веке Саксония претендовала на ведущую роль среди немецких княжеств и вела постоянные войны с Пруссией. Во время Семилетней войны Дрезден был захвачен и долгое время удерживался войсками прусского короля Фридриха II. Эта оккупация нанесла большой урон городу. В результате Наполеоновских войн Саксония понесла огромные территориальные потери, значение Дрездена в политических делах Европы снизилось, но он по-прежнему считался одним из крупнейших культурных центров.
В конце Второй мировой войны Дрезден подвергся крупномасштабной бомбардировке. С 13 по 14 февраля 1945 года центр города был полностью разрушен в результате серии ударов английской и американской авиации.большинство населения погибло в результате возникшего огненного смерча.
Фраауенкирхе - главный храм протестантской Германии. Она расположена на месте стоявшей здесь ещё с XI века кирхи того же названия, сломанной в 1726 году. В том же году на этом месте начато строительство новой кирхи. Строителем её стал Георг Бэр (de.George Bähr). Высотой кирха стала равной 95 м, а диаметр купола составил 23,5 м.Во время бомбардировки 15 февраля 1945 года кирха была практически уничтожена . Остался стоять лишь фрагмент стены. Горожане тщательно собрали осколки стен, пометили и законсервировали их. Несколько лет руины кирхи стояли, как памятник жертвам войны. В 1990 появилась инициатива населения по восстановлению здания и 4 января 1993 года начались работы. Кирха полностью восстановлена в первом десятилетии XXI века и доступна для посетителей. Здесь же проводятся богослужения.
Фра́уэнкирхе (нем. Frauenkirche — «церковь Богородицы») — кирха в Дрездене, одна из наиболее значительных лютеранских кирх города. Сооружена в стиле барокко по указанию саксонского курфюрста и короля Польши Августа Сильного в 1726—1743 годах.
Хофкирхе (нем. Hofkirche — «придворная церковь») — название ряда костелов в немецкоязычных странах. Придворные костелы часто входят в дворцовый ансамбль. В криптах придворных костелов хоронили членов княжеских фамилий.Представляет собой самый большой костел Германии с площадью пола 4 800 кв.м. и последний по дате постройки костела в стиле итальянского барокко. Возникновение костела связано с переходом Августа Сильного в 1697 году в католицизм. Костел построен в 1738 −1755 годах и его размеры объясняются ещё и тем, что католики не имеют права идти крестным ходом на открытом воздухе.
Высшая школа изобразительных искусств (нем. Hochschule für Bildende Künste Dresden, также известная как Дрезденская академия изобразительных искусств) — одно из старейших высших учебных заведений Саксонии.
Памятник Готфриду Земперу
Терраса Брюля (нем. Brühlsche Terrasse) — набережная реки Эльбы в центре старого Дрездена, которая простирается примерно на полкилометра между мостом Августа (Augustusbrücke) и мостом Каролы (Carolabrücke). С начала XIX века имеет прозвище «балкон Европы».
Дрезденский замок, западная сторона
Дрезденский замок-резиденция, также Дворец-резиденция (нем. Dresdner Residenzschloss) — бывшая резиденция саксонских курфюрстов (1464—1485, 1547—1806) и королей (1806—1918). Является одним из старейших строений Дрездена, в архитектуре которого прослеживаются стили от романского до эклектики. Первое упоминание о наличии крепостного сооружения в Дрездене относится к 1289 году. В дальнейшем замок многократно перестраивался, современный вид он приобрёл в 1901 году.Замок находится в «Старом городе» (нем. Altstadt), историческом центре Дрездена.
Западная сторона замка с крыши Цвингера, в центре «Сторожевая башня» (высота со шпилем - 101 метр)
«Георгиевские ворота», с конным портретом на высоте, примерно, 30-ти метров
«Шествие князей» («Княжеская процессия», «Фюрстенцуг» — нем. Fürstenzug) — знаменитое настенное плиточное панно из мейсенского фарфора, одна из достопримечательностей Дрездена. Создано в 1904—1907 гг.
На самом большом в мире фарфоровом панно, составленном из 25 тысяч уложенных бесшовно плиток, изображена торжественная конная процессия, отражающая тысячелетнюю историю правившего в Саксонии княжеского дома Веттинов. «Фюрстенцуг» размещён на внешней стене галереи «Длинный ход» (нем. Langer Gang), составляющей северную стену конюшенного двора «Штальхоф» (нем. Stallhof) в комплексе дрезденского дворца-резиденции.
Театральная площадь с памятником королю Иоганну
Дрезденская государственная опера(нем. Dresdner Staatsoper), Опера Земпера — оперный театр в Дрездене. Построен по проекту Готфрида Земпера (отсюда местное обиходное именование театра). Расположен в «Старом городе» (нем. Altstadt) в непосредственной близости от Цвингера и Дрезденского дворца-резиденции. Открытое в 1841 году, здание театра дважды подвергалось разрушению в 1869 году в результате пожара и в 1945 году в результате бомбардировки. Дважды после этих разрушений театр восстанавливали в 1878 и в 1985 годах.
Цвингер (нем. Zwinger) — дворцово-парковый комплекс в Дрездене из четырёх зданий. Название происходит от его местоположения, в средневековье цвингером называли часть крепости между наружной и внутренней крепостными стенами.Первое здание Дрезденского цвингера было построено между крепостными стенами города. Сейчас здесь находятся уникальные музеи, среди которых Физико-математический салон, Собрание фарфора и наиболее известная Дрезденская картинная галерея или, как её еще называют, Галерея старых мастеров.
Физико-математический салон (нем. Mathematisch-Physikalischer Salon) — собрание исторических часов и научных инструментов в Дрездене. Музей входит в состав Государственных художественных собраний Дрездена. Расположен в одном из павильонов Цвингера.
Собрание зародилось в 16 столетии, когда в Дрездене была основана кунсткамера. Уже к 1587 году в кунсткамере находились около тысячи математических и технических приборов и инструментов. «Королевский кабинет математических и физических инструментов» был отделён в качестве самостоятельной коллекции во времена правления Августа Сильного в 1728 году и носил это название до 1746 года. Несмотря на то, что коллекция приняла музейный характер, она оставалась доступной для практикующих учёных. Представленные в музее научные приборы использовал в том числе и сам Август Сильный. В 18 веке в Цвингере также размещалась астрономическая обсерватория. Сегодня в музее выставлены редкие оптические, астрономические и геодезические приборы 16-18 столетий. Среди них — инструменты для счёта, черчения, измерения длины, массы, температуры и давления. Вплоть до 20 столетия здесь производился отсчёт официального времени для Дрездена и Саксонии. Наряду с ранними попытками точного воспроизведения времени здесь представлены башенные часы эпохи Возрождения и драгоценные часы-медальоны. Музей славится также своей коллекцией небесных и земных глобусов. Самый древний из них был создан в 13 веке на территории современного Ирака. Одним из самых известных экспонатов является механическая счётная машина Блеза Паскаля 1650 года.В постоянной экспозиции хранятся около 1000 экспонатов.
Галерея старых мастеров (нем. Gemäldegalerie Alte Meister) в Дрездене (или Дрезденская картинная галерея) — исключительное по качеству собрание из приблизительно 750 картин старых мастеров, приобретённых в XVIII веке
Как и во многих монарших резиденциях, начало всемирно известному собранию было положено основанным в 1560 году кабинетом изящных искусств (Kunstkammer), где наряду с природными феноменами, изделиями ручного труда и разного рода диковинками выставлялись полотна итальянских и фламандских мастеров живописи. Систематически же собирать произведения старых мастеров стал курфюрст Август II Сильный (1670—1733), который слыл ценителем искусств и перестроил весь центр Дрездена. В 1722 году состоялась инвентаризация собрания живописи, выделенного из состава кунсткамеры. Помимо живописи, собрание саксонских курфюрстов включало уникальную коллекцию фарфора, интересную подборку научных инструментов и гравюрный кабинет — старейшую в Центральной Европе коллекцию графики
"Сикстинская Мадонна" Рафаэля -это одно из самых главных сокровищ галереи.
Молочный магазин Пфу́нда (нем. Pfunds Molkerei)
Красивый фирменный магазин был построен в 1891 году. Он облицован плиткой в стиле неоренессанса, которая была изготовлена фирмой Villeroy & Boch в сотрудничестве с дрезденскими художниками. Магазин пережил бомбёжки Второй мировой войны. В 1972 году он перешёл в государственную собственность и был закрыт в 1978 году. В 1990-х годах удалось возобновить традицию: сегодня в нём продаются молочные продукты и проводятся дегустации сыра.
Йенице(нем. Yenidze) — бывшая табачная фабрика, одна из достопримечательностей Дрездена. Возведённое в 1909 году здание своей архитектурой напоминает мечеть. Цеха по производству табачных изделий находились здесь до 1953 года. В настоящее время здание используется под офисы различными фирмами, в подвальном помещении находится дискотека, под куполом — ресторан. Идея строительства фабрики в столь необычном для Дрездена «восточном» стиле принадлежала предпринимателю Хуго Цитц, который занимался экспортом табака и производством сигарет. Прообразом для будущего здания фабрики была одна из мечетей в Каире, где Цитц незадолго до этого путешествовал. А название Йенице произошло от названия местности в Греции, откуда он импортировал табак для своего производства. Необычность архитектуры должна была стать, с одной стороны, рекламой для его продукции, и это в действительности помогло ему в скором времени достичь значительных успехов. С другой стороны, используя архитектурные особенности мечети, удалось, к примеру, печные и вытяжные трубы «замаскировать» под минареты. Это было необходимостью, в противном случае Цитц не получил бы разрешение на сооружение производственных корпусов, поскольку участок под строительство располагался в непосредственной близости от Старого города — исторического и культурного центра Дрездена, и где к тому же находилась резиденция саксонских королей. Не все в Дрездене восприняли положительно возведение «мечети» практически в центре города. Герман-Мартин Хаммицш, автор проекта, за эту работу был исключён из саксонского союза архитекторов.
Церковь Святого преподобного Симеона Дивногорца
Кирха Святого Мартина
«Голубое чудо» (нем. Blaues Wunder) — название моста через Эльбу в Дрездене, построенного в 1891—1893 гг. и соединяющего районы Блазевиц и Лошвиц. Официальное название — Лошвицкий мост (нем. Loschwitzer Brücke), до 1912 — мост короля Альберта (нем. König-Albert-Brücke). Название «Голубое чудо» мост получил уже в 1893 г. из-за редкой в те времена голубой окраски, к «чудесам» же был причислен из-за своего необычного вида, к тому же построенный из металлоконструкций, имел всего лишь две опоры, причём не в русле, а на берегах реки. В 2007 г. мост был номинирован к награждению как «Исторический символ инженерного искусства Германии».
No comments:
Post a Comment