Friday, July 22, 2016

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, Moscow

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
источник
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (Москва, Новозаводская улица, дом 6) - уникальное историко-культурное сооружение нарышкинского барокко, один из шедевров русского зодчества конца XVII в. 

[more]Предтечей Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях была церковь Покрова в Кунцевском городище. Вообще, место, где находится Кунцевское городище, считается одним из мест силы, там когда-то находилось языческое капище, и согласно одному из преданий, церковь Покрова Богородицы, которая стояла здесь, бесследно ушла под землю вместе с крестом всего за одну ночь. Но это легенда, на самом деле церковь была уничтожена поляками во времена смуты. В то время Кунцево было родовой вотчиной бояр Мстиславских, подаренное им ещё Иваном Грозным.
В 1649 году Кунцево и Фили переходят во владение Ильи Даниловича Милославского. В конце 17-го века после продолжительной и кровавой битвы между кланом бояр Милославских и кланом бояр Нарышкиных за право называться родителями русского царя, род Милославских пресёкся и вотчина Кунцево и Фили (названная так по протекавшей там речке Фильке, хотя её правильное название Хвили, также называлось расположенное здесь село), после стрелецкого бунта были передана во владение Нарышкиных.
Строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях велось на деньги Льва Кирилловича Нарышкина — брата Натальи Кирилловны Нарышкиной, а следовательно родного дяди Петра Первого. Также точно известно, что деньги на строительство храма в Филях пожаловала царица Наталья Кирилловна, а сам царь Пётр Первый отпустил из казны 400 золотых червонцев.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях была построена всего за год, строительство началось в 1690 году, а закончилось летом 1691 года.
Сама церковь в Филях являет собой прекрасный образец раннего московского барокко, который иногда называют нарышкинским стилем — Нарышкины были западниками и именно нарышкинский стиль стал предтечей знаменитого петровского барокко.
В какой то мере филёвская церковь стала перекрёстом России и Европы, как удачно выразился один краевед — «мостиком между Москвой царя Алексея Михайловича и Северной Пальмирой императора Петра Великого». Также известно, что эта церковь стала классическим образцом нарышкинского барокко: название было дано потому, что именно Лев Нарышкин строил в этом стиле свои домовые церкви в Москве, а затем, ему подражали многие и многие.
Здание церкви в Филях — ярусный, центрический храм, как писали в технической документации того времени — «иже под колоколы», то есть когда колокольня завершает здание, а не является пристройкой к нему.
Четыре боковые главы пристроены к зданию храма и ориентированы по сторонам света, а центральная глава отстоит на расстоянии от них и возносится вверх. В ознаменование родства владельца церкви с царской династией и участия самого государя в устроении храма восточная и западная главы под крестами были увенчаны двуглавыми орлами, а центральная глава — ещё и короной.
Внутри устроена отдельная ложа для хозяина и его гостей, прозванная «царской»: узкий балкончик словно висит в воздухе перед иконостасом на западной стене. Но предание гласит, что, посещая филёвский храм, Петр Первый никогда не поднимался в царскую ложу, оставаясь во время богослужения на клиросе вместе с певчими, и сам пел с ними.
На первом этаже (подклеть) находилась зимняя отапливаемая церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Льва Кирилловича Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он, спрятавшись в чулане, молился перед этой иконой во время пока стрельцы убивали двух его братьев).
Первоначальный интерьер нижней церкви в Филях не сохранился — многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты армии Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня — полковая портняжная мастерская.
В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий.
До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века. В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.
В 2000 году правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма, в нижнем храме возобновились регулярные богослужения, в верхнем оставался музей. Ситуация выглядит странной. Двойственное чувство охватывает душу, особенно если зайти в музей сразу же после посещения нижней церкви.
Источник: сайт «Багира. Загадки истории»

No comments:

Post a Comment