Очень сложно поговорить с тибетскими монахами о простых повседневных вещах.
Только пришедшему ради знания, ради совершенствования своей души будут открыты тайны Тибета.
Связь с внешним миром возникает только тогда, кода в монастырь приходит караван с продовольствием. Никаких других средств общения с внешним миром у монахов нет. День начинается с молитвы и ей же заканчивается. Между молитвами монахи выполняют необходимую для существования монастыря работу и предаются медитациям, то есть уходу в астрал.
Об отшельниках монахи всегда говорят с уважением. Монах, избравший путь отшельника уже при жизни считается подобием христианского святого. Об отшельниках тибетские монахи говорят очень мало и неохотно, так как это является одной из самых сокровенных тайн.
Не каждый может стать монахом одного из тибетских храмов, здесь не играет роли социальное положение. Помимо одежды, одеяла и миски у монаха нет ничего.
И не существует ни посвящения в отшельники, ни специальных критериев отбора для того, кто решил стать отшельником. Просто однажды к настоятелю храма приходит один из послушников и говорит, что хочет стать отшельником. Слово у монахов имеет ту же силу, что и мысль, поскольку помыслы монахов открыты друг другу.
Обычные люди относятся к монахам , а тем более, к отшельникам, с уважением. Еда для отшельника доставляется бесплатно. Более того, часто караваны специально прокладывают путь таким образом, чтобы попасть к отшельнику. Встреча с ним дарует не только безопасность на горных тропах, где постоянно случаются обвалы, но и приносит мудрость. Ибо в каждом его слове есть частичка просветления. А попусту отшельники слов не тратят.
Кроме молитв некоторые монахи заняты и другими. более мирскими занятиями.
Весна в тибетских монастырях время творения новых подношений. Не в каждом монастыре есть художники, способные создавать мандалы из песка. В некоторых монастырях, например, в монастыре Самье школы ньингма и в монастыре Сера школы гелугба, вы можете стать свидетелями процесса создания уникальных творений.Каждый год монахи создают эти шедевры (около 2 м в диаметре) к одному из праздников, используя крашеный песок. После праздника старая мандала разрушается и начинается выкладывание новой для следующего года. Мандалы не только многоцветные, но и многоуровневые. В центре изображения находится Шамбала, а по внешней стороне круга идут полосы препятствий, которые нужно преодолеть, чтобы добраться в сакральный мир:
Мандалы из песка создаются на протяжении нескольких дней. В Сэре мандалы заключают под стекло, чтобы они могли на протяжении года быть доступными паломникам.
Есть еще другой тип отшельников. Те. которые добровольно заточают себя в небольшой хижине, лишив не только общения, но и солнечного света и свежего воздуха. Обет молчания навечно закрывает уста избранного и только молчаливый страж приносить пищу в узкое отверстие в стене.
Решивший добровольно заточить себя , должен сообщить об этом настоятелю храма. После этого будущий отшельник из числа монахов избирает себе стража, человека, от которого будет в последующем зависеть его жизнь. В древние времена отшельник и страж сами строили хижину. После этого в одну из комнат заходил отшельник, а страж закладывал ее камнями, оставляя лишь небольшое отверстие для того, чтобы передавать ему воду и еду.
Происходит это раз в неделю. Пища самая простая – на неделю миска тцампы и кружка воды. Происходит это раз в неделю. И больше ничего! Воздух в комнате обновляется всего лишь один раз в неделю. Так что отшельник помимо голода и холода испытывает постоянную нехватку кислорода. Уходят в пещеру и берут с собой естественные консерванты, можжевеловые шишки и т.п
Отшельник, «отключенный» от окружающего мира, начинает видеть его по-иному. Его зрение отбирает темнота, но обостряется слух. Со временем он начинает слышать, как бежит кровь по венам, а звук отодвигаемого кирпича в стене становиться похожим на звук камнепада. Мышцы постепенно атрофируются, и единственное, на что остается способен монах , это подойти и взять порцию еды. Недостаток кислорода погружает его в состояние транса и постепенно он обретает духовную свободу, ради которой принял добровольное заточение
Жизнь еще теплиться в человеке, но для прочих он уже мертв. И тогда душа, не в силах стерпеть одиночества, вырывается на свободу. Тибетские монахи считают, что лишь таким образом, сохраняя физическое существование на грани смерти, можно позволить душе путешествовать, возвращаясь для того, чтобы раз в неделю помочь материальной оболочке существовать и дальше.
Площадка для небесных похорон в монастыре Папонга
Как и в целом буддисты, тибетцы отличаются своеобразным отношением к смерти. Они считают, что после смерти человек должен стать пищей для птиц или рыб, поэтому здесь организуют «небесные похороны» или соответственно «водные похороны». Вообще культура Тибета все еще остается полной загадкой для большинства сторонних наблюдателей. А местный похоронный обряд до сих пор остается одним из самых интригующих ритуалов в этой культуре..
Человеку западной культуры описание обряда «небесных похорон» покажется крайне жестоким: тело успошего буквально разрубают на куски и выбрасывают на съедение хищным птицам.
Однако для последователей буддизма ничего ужасного в этом нет. Просто человек переходит в иной мир. Кстати, именно из-за такого специфического похоронного обряда в Тибете не принято есть рыбу и птицу (кроме кур). Тибетцы верят, что после реинкарнации души людей могут переселяться в телесную оболочку птиц и рыб.
Все эти необычные постройки - напоминания людям о быстротечности времени и о том, чем все рано или поздно закончится.
Не хочется заканчивать рассказ о жителях Тибета на такой печальной теме. Ведь у тибетцев есть много довольно веселых обрядов и праздников. Непременные атрибуты народного праздника на Тибете – большие ритуальные пироги, маскарадные танцы и театральные представления.
Одними из самых красочных являются праздник простокваши, посвященный, как это ни покажется странным, тому же великому Будде, и праздник фонарей, когда все улицы города украшены яркими фонарями и лепными картинами из подкрашенного сливочного масла.
По всей стране широко отмечаются Новый год Лозар, Фестиваль великой молитвы и майский праздник полнолуния, означающий пробуждение природы и Будды.
Ну или, наконец, праздник купания, в котором каждый тибетец за свою жизнь принимает участие трижды: при рождении, во время свадьбы и в виде посмертного омовения.
Традиционно на Тибете считалось, что людям не стоит часто мыться, лучше делать это только по важным событиям. До сих пор у тибетцев существует обычай купать новорожденных в ледяных горных ручьях, чтобы выяснить, сможет ли ребенок выжить в суровом климате Тибета.
В последние годы многие храмы и монастыри постепенно превращаются в музеи. Восстановление разрушенных в годы Культурной Революции ценностей ставит своей целью собрать больше туристов. Культурная революция сменилась Коммерческой. Красивые билетики за немалую сумму денег и пустые храмы с одиноко стоящими в них статуями святых – это то, во что превращается страна. Если хотите посмотреть то, что ещё осталось, не откладывая езжайте в Тибет.
Этот пост ознакомительный о прекрасной загадочной стране Тибет. Если вам понравится, то я продолжу наше путешествие более подробно, расскажу об истории этой страны, познакомлю с ее природой ,покажу богатство многочисленных монастырей, совершим паломничество на священную гору Кайлас и закончим восхождением на знаменитую Джомолунгму. Пишите в комментариях.
Источник:
No comments:
Post a Comment