Недостатком всемирно известных достопримечательностей является скопление огромного количества туристов в одном месте...Многие из нас знают Версаль, Эйфелеву Башню, Лувр...но как же там шумно...Поэтому я Вам предлагаю отправиться вместе со мной в путешествие, где Вы будете один на один с природой и историей одного из не очень известных французских замков, но достойным того, чтобы узнали о нём как можно больше...Замок Мадам Де Ментенон или же просто, замок Ментенон
Мадам де Ментенон
Замок Ментенон расположен в юго-восточной части одноименного города, находящегося в 15 км к северо-востоку от Шартра.
Госпожа Скаррон
Подарок был всего лишь благодарностью за некоторые услуги. Какие услуги? Такие, о которых не кричат по площадям: в течение пяти лет мадам Скаррон помогала воспитывать и выводить в свет незаконнорожденных детей Его Величества, которыми Его Величество с завидным успехом одаривал маркизу де Монтеспан, свою фаворитку.
Появление на сцене мадам Скаррон произошло летом 1668 года, когда мадам Монтеспан почувствовала крепость своих позиций. Конечно, это принесло ей немало радости, которая, однако, была отравлена беспокойством, идущим от некоторых обстоятельств, могущих испугать даже эту смелую женщину.
Ее супруг, маркиз де Монтеспан, человек вообще вспыльчивый, с трудом переносил идею «поделиться с Юпитером», ему взбрело в голову разгуливать в шляпе, перья на которой были заменены развесистыми рогами. К тому же он заявлял всем желающим его слушать, что удавит жену собственными руками, если она осмелится принести в дом бастарда. Это заставляло задуматься, ибо Монтеспан почти постоянно могла дать законному супругу повод для приведения угрозы в исполнение.
На переднем плане Серая башня,сохранившаяся с тех времен
Провинившаяся супруга искала выход из положения, когда одна из ее подруг, мадемуазель Артиньи, предложила одно имя: имя вдовы поэта Скаррона, молодой женщины, очень достойной, очень бедной, очень красивой, очень хорошо воспитанной и образованной, очень набожной… и немного лицемерной.
До смерти поэта жизнь Франсуазы д'Обиньи, внучки Агриппы д'Обиньи, не была усеяна розами. Скаррон был безмерно духовен, но в то же время, мучимый ревматизмом и в меру развращенный, он, если и привил жене вкус к изящной словесности, то показал ей также, что любовь может быть тяжелейшим бременем.
«Трудно представить, — напишет позже вдова, став маркизой Ментенон, — до чего иногда простирается властность мужей. Им нужно покоряться в вещах, почти невозможных».
В свою очередь Скаррон в день свадьбы сказал одному своему другу: «Я не буду делать глупостей, но я научу ее делать их». Вот это программа!
Его смерть принесла Франсуазе облегчение, но оставила без средств. Можно в таком случае предположить, что предложение мадемуазель Артиньи, говорившей от имени мадам Монтеспан, должно было ее обрадовать.
Однако она попросила время поразмыслить:
«Меня тоже нужно понять. Эта таинственность, которой от меня требуют, не раскрывая полностью всех карт, заставляет заподозрить здесь ловушку. Конечно, если это ребенок короля, я возьму на себя заботу о нем, чего бы не стала делать столь безоговорочно для ребенка мадам Монтеспан. Нужно, чтобы мне приказали это сделать!»
«Меня тоже нужно понять. Эта таинственность, которой от меня требуют, не раскрывая полностью всех карт, заставляет заподозрить здесь ловушку. Конечно, если это ребенок короля, я возьму на себя заботу о нем, чего бы не стала делать столь безоговорочно для ребенка мадам Монтеспан. Нужно, чтобы мне приказали это сделать!»
Мадам Скаррон обратилась за советом к своему учителю. Это был бывший капитан кавалерии, на склоне лет наконец выслужившийся: несмотря на прискорбно ограниченный ум, нашел способ получить степень доктора в Сорбонне. Этот блестящий ученый в мудрости своей посоветовал сделать следующую вещь: попросить у короля аудиенции для подтверждения.
Результат не заставил себя ждать: «Пусть передадут этой женщине, чтобы она делала то, что просят! Я не люблю женщин, которые слишком много думают», — заявил Людовик XIV.
Таким образом поставленная на место мадам Скаррон покорилась, и через несколько месяцев в маленьком парижском домике, принадлежавшем мадам Монтеспан, новая гувернантка, таясь, ожидала окончания родов, чтобы увезти ребенка в деревню Вожирар.
Она ожидала потом во многих разных местах: замке Сен-Жермен, поместье Женитой около Ланьи, замке Турне. Может быть, именно чтобы избежать этих разъездов Людовик XIV после рождения «мадемуазель де Тур» подарил мадам Скаррон замок Ментенон, где вскоре родилась «мадемуазель де Блуа», которая станет матерью регента и графа Тулузского.
Будущая маркиза сама описала подаренное ей жилище: «Большой замок на краю большого города, расположение как раз по моему вкусу. Вокруг — луга и река, протекающая по рву». Все, что нужно, жилище средневековое, но очень удобное для того, к чему оно предназначалось.
Построенный в средние века сеньорами де Ментенон, замок был перестроен Жаном Коттеро, суперинтендантом финансов при Людовике XII, потом его дочерью, которая вышла замуж за Жака д'Анженне: они были последними владельцами замка до мадам Скаррон.
Когда в 1776 году она становится маркизой де Ментенон, она решает кое-что изменить, найдя, что замок слишком суров. Она приказывает сломать одну стену, благодаря чему взору открылся восхитительный вид на деревню и акведук, построенный Вобаном и Лаиром, чтобы провести воду в Версаль.
Когда в 1776 году она становится маркизой де Ментенон, она решает кое-что изменить, найдя, что замок слишком суров. Она приказывает сломать одну стену, благодаря чему взору открылся восхитительный вид на деревню и акведук, построенный Вобаном и Лаиром, чтобы провести воду в Версаль.
Le château de Maintenon vu à travers l'aqueduc
Ее положение по отношению к королю теперь сильно изменилось. Однажды Людовик XIV пожелал познакомиться со своими тайными детьми. Он приказал мадам Скаррон и кормилице привести их в Сен-Жермен. Но вошла к королю только кормилица, гувернантка же меряла шагами галерею, спрятав руки в огромную муфту, чтобы согреться. Она не надеялась даже увидеть короля, однако он вышел к ней сами выразил ей свое сиятельное удовлетворение...И волки сыты и овцы целы и все шито-крыто
В тот день этим и кончилось. Но мало-помалу у Людовика XIV появилась привычка навещать детскую… и гувернантку. Его притягивала красота молодой брюнетки, хотя в первые дни она была ему даже несимпатична, так как он увидел в ней «красивый ум, интересующийся только высокими материями».
Всегда аккуратно одетая, сдержанно элегантная, любезная и мягкая в обращении, во многом явно противоположная энергичной блондинке Монтеспан, гувернантка постепенно поселилась в тайных мыслях великого короля.В конце концов он дал понять, что добивается посещения ею, в свою очередь, королевского алькова, но, к его глубокому удивлению, молодая женщина отклонила приглашение. «Моя добродетель дорога мне, сир, и если Ваше Величество сохраняет ко мне некоторое уважение, оно не позволит сделать из меня посмешище двора. Я не достаточно сильна, чтобы защитить себя против всех, кто сможет задеть меня…»(Из мемуаров госпожи)
Следствием этого добродетельного ответа было то, что Людовик XIV узаконил своих бастардов, а их воспитательнице даровал титул маркизы. При этом он питал заднюю мысль: устроив поблизости от себя новоиспеченную маркизу с ее маленькими подопечными, он, может быть, скорее сможет привести мятежницу к соглашению. Это было сделано и чтобы защитить ее от возможных предприятий мадам Монтеспан, ибо отношения между двумя женщинами накалились.
Мадам Ментенон плохо переносила вмешательство матери в строгую программу, которую она установила для воспитания детей. В свою очередь мадам Монтеспан находила, что гувернантка немного перебарщивает и боялась, что та помышляет вытеснить ее окончательно. Это вызвало резкие перебранки между мадамами,чему свидетель был его высочество
Серая башня
Я думаю,что это слегка тешило самолюбие сластолюбца...да,разъяренные тигрицы готовые вцепиться вглотку друг дружке...очень сексуальная сцена
Понадобились годы, работа ядов и смерть королевы, чтобы король смог уложить упрямицу в свою постель. По крайней мере, «официально», ибо тайком это, конечно, могло произойти и раньше.
Чтобы устроить мадам Ментенон при дворе, а заодно и детей, которых она воспитывала, ее сделали фрейлиной дофина; отныне она чувствовала себя необходимой.
Король не мог более обходиться без нее, без ее присутствия. Мало-помалу это вылилось в тайный брак, который был объявлен, несмотря на противодействие министров.
Дошло до того, что Лувуа бросился в ноги королю, умоляя его «не бесчестить себя». Ему удалось одно: нажить себе смертельного врага в лице мадам Ментенон.
Ибо жребий был уже брошен: январской ночью 1686 года, в Версале, архиепископ Парижский Арле де Шамваллон объединил перед лицом Бога и четырех свидетелей короля Франции и Наварры с бывшей воспитательницей его незаконнорожденных детей: с той, которую отныне прозвали «Мадам де Мэнтенон»-4.
Однажды поселившись в Версале, она больше не вернулась в Ментенон. Не было и речи о том, чтобы удалиться от короля, разве только отправившись в Сен-Сир, дом для воспитания благородных девиц, который она основала, где и умерла.
Ее племянница, Фрасуаза д'Обиньи, с почти королевскими почестями выданная замуж за герцога Ноай, наследовала замок и земли, которые с той поры стали собственностью семейства Ноай, несмотря на ужасный удар, нанесенный этому семейству Революцией, когда почти все они поднялись на эшафот.
Вернемся к замку...Кстати,в замке регулярно проходят исторические реконструкции разных событий из жизни владельцев и сцен жизни Мадам Ментенон и короля-"солнце"
В XIII веке, основатели этого замка, сеньоры Ментенон (именем которых названы и владения)изначально воздвигают квадратную башню из серого камня.
Jean-Pierre Babelon: Châteaux de France au siècle de la renaissance.
Затем в XV веке, в период полного расцвета эпохи Ренесанс, были достроены еще 3 башни из красного кирпича.
Chateau de Maintenon Lithograph Maugendre
20 век
В силу того, что сеньоры Ментенон находятся в трудном финансовом положении, замок был продан господину Коттеро ( Cottereau), заведующему финансами при Людовике XIV. Именно Коттеро решает превратить этот мрачноватый и грубоватый замок-крепость в достопримечательность полную красоты и веселья.
21 век
Благодаря ему была достроена основная центральная часть замка и восточное крыло, соединяющие две башни из серого и красного кирпичей, основной главной вход в замок из серого камня, а также великолепная капелла Святого Николая ( которая , к сожалению закрыта для посетителей)
В XVII веке, 1674 году, замок перешел во владения Мадам Ментенон
Парк замка Ментенон был спроектирован известным французским ландшафтным архитектором при дворе Людовика XIV, Андре Ленотр ( André Le Nôtre). Им же были создан парк Версаля, а также терраса и парк Сан-Жерман-Ан-Ле.Придворный архитектор Андре Ленотр изрядно потрудился над замковым парком – именно он устроил перед замком лужайку с двумя переплетенными литерами «L» (вензель Людовика).
Работы по строительству Акведука Де Ментенон продолжались в течение 10 лет, но к сожалению, в 1695 году королевская казна опустошена из-за затянувшейся Орлеанской войны и затянувшиеся работы приостанавливаются окончательно..., хотя оставалось всего лишь 29 километров для того, чтобы воды реки Эр хлынули по акведуку....
Louis de Noailles,один из наследников и владельцев
В 1983 году Месье и Мадам Рандр (Raindre), потомки графини Де Ноай и владельцы замка передали право на владение имением Ментенон Ассоциации города Ментенон, а впоследствии, в 2005 году, Генеральному Совету департамента Эр и Луар.
Главный корпус здания фланкируется двумя башнями и предваряется мостом, в прошлом – подъемным. Огромный квадратный донжон в юго-западной части замка, покрытый сланцевой кровлей, был возведен в 13 веке.
Южное и Западное крыло обрамляют курдонер, дальше расстилается партерный парк. Парк был разбит по проекту Андре Ленотра и в центре имеет монограмму Людовика XIV - две переплетенные буквы L. Прелесть замка составляют башни со шпилями разной высоты и облика, что придает его облику разнообразие.
Фасады здания украшены гербами и инициалами мадам де Ментенон – Франсуазы д’Обиньи. Встречаются также изображения трех ящериц – это эмблема казначея Жана Коттеро. Ею отмечены построенные им части замка.
Церковь была возведена Жаном Коттеро в начале 16 века на месте храма 12 века, уничтоженного Столетней войной. Длинная галерея соединяет замок с церковью святого Николая – она была возведена для того, чтобы Людовик Солнце, под старость сделавшийся весьма набожным, без помех мог посещать церковь в плохую погоду.
Серая каменная кладка-остатки оригинальной стены
В дальнем конце парка начинается колоссальный акведук, построенный по приказу Людовика XIV для того, чтобы снабжать водой фонтаны Версаля, находящиеся на расстоянии 80 км. Он был начат знаменитым инженером Вобаном в 1685-1690 годах, но из-за войн короля его не успели завершить.
Интерьеры замка
Стены галереи украшены портретами главных представителей рода герцогов де Нуайе.Древо рода начинается с времен крестовых походов XI века. Все мужчины в роду были военными.
Салон Короля
Большая гостинная
Библиотека
Покои Ментенон
Покои маршала Ноеля
Кенотаф
Возможно, с другими окружающими ее людьми, мадам была строгой, даже суровой.
Дело в том, что она очень любила свои портреты написанные разными художниками,их очень много на стенах залов, и везде на нас смотрит дама небесной красоты.Если художник рисовал правдивый образ и не приукрашивал портрет, мадам не только не платила денег, а приказывала наказать и выгнать опального портретиста.Нас поразил сюжет картины, висящей как-то отдельно, в одной из дальних комнат.
На смертном одре лежит одинокая, 82-х летняя, властительница замка — мадам Ментенон.
О боевом прошлом замка напоминает ров с водой, окружающий его со всех сторон и плавно переходящий в обширный пруд с лебедями. Сам замок выстроен в форме буквы «П», открытой к югу. Во внутренний двор ведет мостик, который когда-то был подъемным. Пройдя под аркой, вы увидите слева лестничную башенку с белокаменным дверным порталом в основании.
No comments:
Post a Comment