Friday, February 24, 2017

Weimar, Germany




Вряд ли есть ещё какой-либо город в Германии, столь тесно связанный с судьбами великих немецких поэтов, мыслителей и художников, как Веймар.Здесь жили и творили Гёте и Шиллер, Ницше и Бах, Гердер и Кранах…Каждая улочка хранит воспоминания о них.




А ещё Веймар знаменит двумя герцогинями. Одна из них не только любила искусство, но и сама написала оперу на либретто Гёте. Её имя носит и созданная ею библиотека. Анна Амалия — одна из тех, кто принёс Веймару его славу.Вторая герцогиня привнесла в традиции города элементы русской культуры, это великая княжна Мария Павловна, жившая в замке на берегу реки Ильм.

Портрет великой княжны Марии Павловны-младшей, Москва. 1907 г. Карл (Август) Андреевич Фишер.

Город не только славится своими многочисленными музеями, он и сам давно уже стал музеем под открытым небом.



Старейшая запись о Веймаре датируются 899 годом. Его название изменялось в течение веков от Wimares на Wimari, затем на Wimar и, в конечном счете, на Weimar, что происходит от старо-германского слова Wih (святой или освященный) и старо-немецкого mar, означающего озеро, топь или болото. С 946 по 1346 год здесь в качестве самостоятельной политической единицы существовало графство Веймар (позже Веймар-Орламюнде).



Кайзер Оттон II в одном документе, изготовленном 3 июня 975 года для монастыря Фульда, упоминал поселение Burg Weimar (Веймарский замок); этот документ (хотя без абсолютной уверенности) считается «свидетельством о рождении города». В 1573 году Веймар становится главным городом герцогства Саксен-Вeймар, которое после объединения с Саксен-Эйзенах с 1815 года получило статус Великого герцогства (существовало до 1918 года). В 1919 году город был выбран резиденцией администрации Веймарской республики, режима, который закончился в 1933 году.

От средневекового Веймара уже к середине 19 в., конечно же, ничего не осталось. Итак, что должно было двигать ЮНЕСКО, когда оно решило весь город отнести к «всемирному наследию», чтобы он, наконец, находился под охраной, был ухожен и субсидирован?

Решение, к которому пришли, было почти гениально: нужно создать ансамбль из зданий и парков и объявить, что это и есть «Классический Веймар».
В Список всемирного наследия ЮНЕСКО были включены: жилой дом И. В. фон Гёте; жилой дом Ф. Шиллера, городская церковь Св. Петра и Павла, дом И. Г. Гендера, старая гимназия, городской замок Виттумспаласт, библиотека Анны Амалии, парк на реке Ильм (садовый дом Гёте, Римский дом), загородная резиденция Бельведер (дворец, оранжерея), дворец и парк Эттерсбург, дворцово-парковый комплекс Тифурт, дом Ф. Листа, княжеский склеп с историческим кладбищем, архивы Гёте, Шиллера и Ницше.


Век «Классического Веймара» начался с герцогини Анны Амалии (1739 -1807).
Именно она приглашала в провинциальный Веймар поэтов и мыслителей, которые позже принесли городу мировую известность. Анна Амалия была племянницей Фридриха Великого, и жила в Брауншвейге (Нижняя Саксония).

В 1756 г. на 16-летней принцессе Брауншвейг-Вольфенбюттельской женился молодой герцог Веймара, Эрнст Август II. Вместе они прожили чуть более двух лет; герцог Эрнст Август II, с детства слабый здоровьем, умер 28 мая 1758 года, но успел обзавестись наследником.


Anna Amalia von Braunschweig-Wolfenbüttel mit ihren beiden Söhnen
Анна Амалия подарила ему двух сыновей: наследного принца Карла Августа, а потом принца Константина, который родился уже после смерти отца. Так, едва достигнув совершеннолетия, герцогиня Анна Амалия стала матерью двух маленьких детей и, в качестве опекунши своих сыновей, главой государства, которое с настоящим государством имело мало общего.

Anna Amalia von Braunschweig-Wolfenbüttel mit ihren beiden Söhnen
Анна Амалия была широко образована, она привыкла в Брауншвейге к некоторым радостям жизни, и, вероятно, прибытие в провинциальный Веймар ее несколько разочаровало. Но она была женщиной неиссякаемой энергии и, хотя большая часть ее жизненной силы была обращена на сыновей, она наилучшим образом справилась со своей задачей. При ней город начал играть роль интеллектуального центра. В Веймар собрались музы.

Библиотека Анны-Амалии



Анна Амалия Брауншвейг-Вольфенбюттельская
Уникальная библиотека герцогини Анны Амалии по праву носит ее имя, так как по ее распоряжению резиденция герцогов - Зеленый дворец - был перестроен с 1761 по 1766 гг. для хранения книг. Библиотека была основана в 1691 году герцогом Вильгельмом Ернстом (дед супруга Анны Амалии), когда он собранные им 1400 книг сделал доступными для общественности.

В 1991 году по случаю празднования 300-летнего юбилея библиотека получила имя герцогини Анны Амалии, которая более других способствавала пополнению библиотеки. Там хранится около 1 миллиона книг, 13.000 - томная коллекция пьесы Гёте «Фауст», большая коллекция музыкальных произведений.




В Германии, пожалуй, нет иного места, где, как в библиотеке герцогини Анны Амалии (Anna Amalia) с ее знаменитым залом в стиле рококо, можно реально ощутить дух культуры и литературы второй половины 18 века и первой половины 19 века. .

Именно поэтому, считает директор библиотеки Михаэль Кнохе (Michael Knoche), библиотека герцогини Анны Амалии включена в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, "ведь в ней хранится практически все духовное наследие, которым пользовались великие веймарские гуманисты Гете, Шиллер (Schiller), Виланд (Wieland)"

24 октября – это день рождения герцогини Анны Амалии, той самой мудрой женщины, что пригласила в Веймар Виланда и Гёте, положив начало веку немецкого просвещения. Россиянам личность Анны Амалии интересна и тем, что она женила своего сына на дочери императора Павла Первого, Марии Павловне, чем навсегда связала город немецкой классики с Россией и русской культурой. Гете же на протяжении 32 лет заведовал роскошной придворной библиотекой, заказывал для нее книги и лично расставлял их по полкам.

. Директор библиотеки, Михаэль Кнохе, помнится, с гордостью подвел меня к одному из шкафов. "Библиотека Анны-Амалии относится к числу старейших придворных библиотек, которые были открыты для публичного посещения, - сказал он. - На этой полке стоит коллекция библий герцогини Анны Амалии - среди них, пожалуй, самая драгоценная книга нашей библиотеки: личная Библия Мартина Лютера, с уникальными иллюстрациями…"


Всего через неделю после той встречи, 2 сентября 2004 года, старинное книгохранилище выгорело от деревянного пола до деревянных же стропил крыши. Безвозвратно уничтожено более 50 тысяч томов и 35 картин. Библии Мартина Лютера повезло: ее лично вынес из огня директор библиотеки. Еще 62 тысячи томов более или менее существенно пострадали и до сих пор находятся в руках реставраторов. Так что, несмотря на свежую позолоту восстановленного парадного зала библиотеки, ликовать еще рано – впереди годы и десятилетия кропотливой работы.


Самой дорогой потерей, которую директор библиотеки Михаэль Кнохе (Michael Knoche) оценивает в миллион евро, стала книга астронома Николая Коперника (1473-1543). Еще 62 тысячи книг удалось спасти лишь благодаря вмешательству реставраторов.

Кнохе расчитывает за 30 лет восстановить 70 процентов коллекции. За прошедшие три года дирекции библиотеки в антиквариатах удалось найти 3300 из 50 тысяч сгоревших книг. Примерно 30 процентов восстановлению не подлежат, в основном это манускрипты и уникальная коллекция нот. Список книг, которые разыскивает библиотека, будет помещен в Интернете.









Причиной "книжной трагедии" стала неисправная проводка под крышей старинной библиотеки. На восстановление, модернизацию и реставрацию здания, в том числе уникального зала в стиле рококо, по данным Фонда "Классика", ушло 12,8 миллиона евро. Общие расходы на реставрацию пострадавших книг и приобретение их дубликатов фонд оценивает примерно в 67 миллионов евро. Примерно четверть этой суммы уже удалось собрать из частных пожертвований.

Библиотека Анны Амалии десять лет назад была включена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Собрание библиотеки включает в себя около 900 тысяч книг 9 - 21 века.
Первым появился Иоган Карл Август Музэус (1735 - 1787), известный писатель, литературный критик, филолог и педагог, автор сборника «Народные немецкие сказки». Он в 1763 г. стал профессором гимназии и большую часть жизни прожил в Веймаре. За ним последовал крупнейший поэт, переводчик Шекспира и издатель первого в Германии журнала литературы и искусства «Германский Меркурий», Кристофор Мартин Виланд (1733-1813). Он был «советником при дворе герцогства» и воспитателем обоих принцев. Менее известен сегодня знаток Гёте, офицер, писатель и второй воспитатель принцев, Карл Людвиг фон Кнебель. Если бы Кнебель не получил приглашение от герцогини, никогда бы Гёте не очутился в Веймаре. В 1774 году Кнебель, которого знал весь мир, предпринял путешествие во Франкфурт-на-Майн, чтобы познакомить 17-летнего принца Карла Августа с 25-летним автором «Страдания юного Вертера»Годом позже Карл Август, ставший уже в то время герцогом, пригласил Гёте в Веймар.

Дом-музей Гете


Иоганн Вольфганг Гёте
Это случайное сближение открыло новый период в жизни Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749—1832). Карл-Август обещал новому другу место при дворе, обеспеченное положение, дом в саду, где можно спокойно беседовать с музами. Он решил надолго удержать при себе Гёте, сдав ему важнейшие административные заботы. Быстро повышая его, он назначил его наконец «президентом палаты», что в Веймаре было равносильно первому министру. В разные периоды времени поэту приходилось стоять во главе горного ведомства, военной комиссии, заботиться о школах, о здравохранении и о путях сообщения. С 1791 г. он заведывал театром и проводил меры по улучшению положения народа, еще отягощенного остатками феодализма.

В Веймаре Гёте подружился с тонко развитой г-жой фон Штейн, женщиной не первой молодости и матерью семейства, в которой он нашел свою соратницу по интересам и стремлениям, способную понять и поддержать его.

Дои Шарлотты
Ей он диктовал свои произведения, с нею обменивался мыслями даже о научных вопросах. При содействии Шарлоты фон Штейн он сгруппировал в Веймаре кружок из даровитейших писателей и образованных женщин, неистощимый в изобретении литературных работ, любительских спектаклей и издании рукописных журналов. Постоянный прилив в Веймар поклонников Гёте установил его личные связи чуть не со всеми выдающимися деятелями литературы и науки.

Дом-музей Гёте, построенный в стиле барокко и выходящий на площадь Фрауэнплан, - самое известное здание в Веймаре. Поэт жил там 9 лет как съемщик, а в 1794 году герцог Карл Август подарил ему этот дом. Здесь возник труд его жизни – трагедия «Фауст», над которой он работал более чем полувека. В доме сохранена оригинальная обстановка, рукописи Гёте, его собрание картин и коллекции минералов. 

Дом Гёте в Веймаре
. Национальный музей Гете в Веймаре – главная сокровищница творчества поэта. В Веймаре Гете жил с 1775 по 1832 год, до конца жизни.  самое известное место в Веймаре – дом-музей Гете.

Просторный дом был дарован поэту герцогом Карлом Августом, по приглашению которого Гете и переехал в Веймар. Со дня смерти поэта здесь ничего не менялось. Друг поэта, княгиня Мария Павловна, супруга наследника герцогского престола, превратила дом Гете в музей, чем увековечила его память и умножила достояние европейской культуры.
Рукописи, коллекция картин, собрание минералов и даже небольшой сад - вот главные ценности музея. Здесь рождались стихи, баллады, трагедии и романы, здесь закончен "Фауст". Сотни ценителей творчества Гете приезжали в Веймар, лишь бы только увидеть профиль его создателя в проеме окна.






Также здесь можно увидеть некоторые из оригинальных манускриптов поэта. Несмотря на то, что имя Гете часто ассоциируется с городом Веймар, где он прожил большую часть жизни, жители Франкфурта гордятся тем, что поэт родился именно здесь. Дом был разрушен во время бомбардировки в последний год Второй Мировой Войны, но затем его тщательно восстановили, уделяя внимание каждой детали.



Mehr Licht! (Goethes letzte Worte)
Великий немецкий писатель и мыслитель умер 22 марта 1832 г. Утром в день кончины он еще любовался чудесной весной, просил принести ему несколько книг для новых работ, потом, опустившись от утомления в кресло, безмятежно закрыл глаза.

Goethe und Schreiber John@Weimar Anna Amalia Bibliothek
Иоганн Вольфганг Гете изучал право, после чего стал членом адвокатской коллегии. Однако его скоро привлекло писательство и он создал первую версию своего шедевра «Фауст». В прилегающем к дому музее выставлены работы, приносившие Гете вдохновение (он и сам был художником-любителем), а также полотна его современников.
Садовый домик Гёте



Парк ГЁТЕ


Дом-музей Шиллера
Недалеко от дома Гёте расположен дом-музей Фридриха Шиллера. Последние годы жизни драматурга прошли именно здесь, в доме на улице Эспланаде, в котором он жил со своей семьей до своей смерти в 1805 году. Хотя в Шиллер оставил немного следов в доме, названным его именем, была сделана попытка передать хоть что-то от жилой и рабочей атмосферы комнат, где был написан его «Вильгельм Тилль». Музей Шиллера был открыт в 1889 г.
Музей имеет историческое значение в том, что это сайт, где Шиллер составлен свою самую известную работу (William Tell). Кроме того, он содержит много оригинальных документов и другие экспонаты из области в течение которого Шиллер жил и работал, предлагая посетителям фантастический понимание культуры рабочих художников, что золотой век. Оригинальный дом был поврежден во Второй мировой войне, но с тех пор значительно и верно восстанавливается. Текущее сопровождающих дом посвящены обеспечению его непрерывной исторической точности.










Stieler Flucht Schiller Streicher

Городской замок
Веймарский дворцовый ансамбль в стиле барокко «Вильгельмсбург» был почти полностью уничтожен пожаром в 1774 г. С 1789 г. началось восстановление комплекса, длившееся несколько десятилетий. Помещения были выполнены в стиле классицизма. С 1923 г. в замке находится музей искусств, принадлежащий современному «Фонду Веймарской классики и собраний произведений искусства» Каменный мост недалеко от замка обязан своим именем как (stern – звезда) это система дорожек в соседнем парке Ильм. Ранний замковый мост, построенный в середине 17го века, – старейший в Веймаре. Маленький лестничный проход ведет прямо в парк.
Веймарский замок (Weimar castle) находится в восточной части города, это трехэтажное здание и колоннадой в стиле нео-классики, выходящее на реку Ильм. В интерьере замка выделяются массивная лестница, Главный зал и Соколиная галерея, и галерея Гёте. На юго-востоке находится средневековая замковая башня, чья вершина украшена замысловатым барельефом в стиле барокко.
Веймарская художественная коллекция Веймарская художественная коллекция размещается в замке, собрание довольно обширное, в него входят: произведения немецкого искусства средних веков и возрождения: тюрингские алтари работы Карнаха Старшего, Ганса Бальдунга, итальянские картины XVI-XVII вв., датские и фламандские картины XVI-XVII вв, искусство времен Гёте, творчество немецких романтиков, картины периода позднего романтизма и картины художников, принадлежавших к Веймарской школе. Помимо этого здесь выставлена коллекция графики 150 000 наброско
 
Das Goethe-Schiller-Denkmal auf dem Theaterplatz in Weimar, August 2013
Использованы материалы государственного архива Германии

No comments:

Post a Comment