Friday, February 3, 2017

Moscow Kremlin

Московский Кремль. Часть 6. Оружейная палата.Зал2 .РУССКИЕ ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ XVII – НАЧАЛА XX ВЕКА


Во втором зале Оружейной палаты, в витринах 9–14 представлены драгоценные произведения русских мастеров XVII века. Основу экспозиции составляют изделия Золотой и Серебряной палат Кремля, которые к концу XVII века достигли своего расцвета. Экспонируются также работы лучших провинциальных художественных центров: Сольвычегодска, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Устюга Великого.
В витринах 15–19 можно увидеть произведения мастеров Москвы, Санкт-Петербурга и местных художественных центров XVIII и первой половины XIX века. Витрины 20–21 во всем блеске представляют искусство крупнейших русских ювелирных фирм XIX – начала XX века: Карла Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Курлюкова, Семенова. Многообразие ювелирных техник и художественное совершенство исполнения принесли мастерам этих фирм и их работам заслуженные высокие награды на всероссийских и международных выставках.
Витрина 9.  ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО МОСКВЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

Памятники первой половины XVII в. по стилю и технике выполнения во многом близки к произведениям предшествующего периода. При создании золотых и серебряных изделий мастера часто сознательно ориентировались на шедевры прошлого столетия. Так, оклад Евангелия 1632 г. создан известным мастером Гаврилой Овдокимовым по образцу оклада Евангелия 1571 г., вложенного царем Иваном Грозным в Благовещенский собор Московского Кремля. Золотое кадило 1616 г. мастеров Третьяка Пестрикова и Даниила Осипова воспроизводит форму кадила 1598 г., а золотой потир 1637 г. по характеру декора близок к потиру 1598 г., сделанному по заказу царицы Ирины Федоровны.
[more=далее]

Второй этаж. Зал 2. Витрины 9-21. Общий вид зала и витрин с экспонатами
Продолжая традиции искусства XVI в., мастера широко использовали изящные черневые узоры, а также чеканный орнамент из ритмично вьющихся стеблей с трилистниками, густо покрывающий поверхность изделий (оклады икон «Троица», «Богоматерь Донская», «Михаил Малеин», оклад Евангелия 1606 г., чаша князя Ивана Борисовича Черкасского).

Евангелие Михаила Фёдоровича.Вклад царя Михаила Фёдоровича Романова в Троице-Сергиев монастырь
Изготовлено : Москва, 1632 год, мастер Г.Овдокимов.
Материалы : Золото, драгоценные камни.
Работа : Чеканка, эмаль.
В первой половине XVII в., как и в XVI столетии, эмаль по скани была одной из распространенных техник (ковчег князя Ивана Андреевича Хворостинина, напрестольные кресты, оклад иконы «Богоматерь Смоленская»). В то же время ряд золотых изделий с многоцветной эмалью по чеканке и резьбе как бы предвосхищают расцвет различных эмальерных техник в ювелирном искусстве второй половины XVII столетия (кубок царя Михаила Федоровича, братина царицы Евдокии Лукьяновны, складень дьяка Ивана Кирилловича Грязева).

Кадило из Троице-Сергиевой Лавры.Вклад царя Михаила Фёдоровича Романова в Троице-Сергиев монастырь
Изготовлено : Москва, 1616 год, мастера Серебряной палаты Д.Осипов и Т.Пестиков.
Материалы : Золото.
Работа : Чеканка, чернь.

Евангелие Дмитрия Пожарского.Принадлежало князю Дмитрию Пожарскому
Изготовлено : Москва, 1613 год.
Материалы : Серебро, драгоценные камни, жемчуг, бархат, бумага.
Работа : Чеканка, чернь, золочение.

Оклад иконы Троица.Вклад Дмитрия Ивановича Годунова в Ипатьевский монастырь
Изготовлено : Россия, конец XVI - начало XVII века.
Материалы : Серебро.
Работа : Золочение, чеканка, резьба, чернь.
ВИТРИНА 10. РУССКАЯ ПОСУДА XVII ВЕК

Ковш Михаила Романова.Принадлежал царю Михаилу Фёдоровичу Романову
Изготовлено : Мастерские Московского Кремля, 1618 год.

Материалы : Золото, драгоценные камни, жемчуг.

Работа : Ковка, чернь.
В Музеях Московского Кремля хранится богатейшая коллекция древнерусской парадной посуды. Это золотые и серебряные ковши, блюда, высокие нарядные стаканы, различные по декору и размеру братины, чарки, выполненные не только из драгоценного металла, но и из перламутра, цветных камней, ценных пород дерева. Обычно формы сосудов восходят к деревянной и керамической народной утвари, они простые и спокойные, с округлыми линиями и строгими пропорциями, всегда удобны и соответствуют практическому назначению предмета.

Ковши – самобытная, чисто национальная русская посуда; из них во время пиров пили мед. Нарядны три золотых ковша, выполненные кремлевскими мастерами для царя Михаила Федоровича. Каждый выкован из цельного куска золота и украшен крупными самоцветами, жемчугом и тонким черневым орнаментом.

Золотые чарки
Изготовлено : Москва, XVII век.
Материалы : Сердолик, горный хрусталь, агат, золото.
Работа : Эмаль, чернь.
Необходимой принадлежностью пиршественного были братины. В Древней Руси они использовались главным образом как круговые заздравные чаши. Из таких сосудов пили мед, пиво, квас. Употреблялись они и как поминальные чаши. Среди братин, сохранившихся до наших дней, есть очень крупные, шарообразные, и совсем маленькие. Орнаментация братин очень разнообразна. Одни украшены эмалью, чернью, драгоценными камнями, другие сплошь покрыты чеканными или резными узорами.

Чаша-братина Михаила Романова.Принадлежал царю Михаилу Фёдоровичу Романову
Изготовлено : Москва, 1я четверть XVII века.
Материалы : Серебро.
Работа : Чеканка, литьё, резьба, золочение.

Изготовлено : Москва, 1644 год.
Материалы : Серебро.
Работа : Чеканка, резьба, золочение.
Чаша-ендова боярина Стрешнева.Принадлежала окольничему боярину Василию Ивановичу Стрешневу
Широкое распространение имели серебряные корчики, а также чарки для меда и крепких напитков.Во второй половине XVII в. русские мастера начали создавать сосуды, в формах которых ощущается влияние западноевропейской утвари (воронок царя Алексея Михайловича, кубки конца XVII в.).
Чаша-братина Евдокии Романовой
Принадлежал царю Михаилу Фёдоровичу Романову, позднее его второй жене Евдокии Лукьяновне


Изготовлено : Мастерские Московского Кремля, 1я половина XVII века.
Материалы : Золото, драгоценные камни.
Работа : Чернь.
ВИТРИНА 11. ЧЕРНЬ И РЕЗЬБА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

В витрине представлены серебряные изделия московских резчиков и черневых дел мастеров второй половины XVII в.
В произведениях этого периода появляются сложные сюжетные композиции, заимствованные из книжных иллюстраций, гравюр и лубков, с использованием новых для русского искусства орнаментальных мотивов как западноевропейского, так и восточного происхождения: волют, картушей, подвешенных на лентах связок плодов, гвоздик, опахал, цветов и плодов граната и так далее.

Ставец.
Москва,конец XVII в.
Серебро.
Чернь, резьба, золочение.
Принадлежал царю Петру I.
Высокого мастерства в резьбе по металлу достиг один из лучших граверов конца XVII в. Василий Андреев. Его тонкая, изящная, чисто гравюрная манера резьбы является большим шагом вперед по сравнению с плоской линейной резьбой начала столетия. Высокий серебряный стакан его работы украшен заключенными в пышные картуши многофигурными композициями на библейские сюжеты.

Ставец.
Мастерские Московского Кремля,1685.
Мастера Михайлов Михаил, Павлов Андрей.
Серебро.
Чеканка, золочение, резьба, чернь.

Братина.
Мастерские Московского Кремля,1654-1676.
Серебро, золото.
Чеканка, золочение, резьба, чернь, эмаль.
Принадлежала царю Алексею Михайловичу.
В своих произведениях мастера этого времени часто сочетают резьбу с чернью. Мелкие черневые травки, сплошь покрывающие поверхность предметов, служат фоном, на котором эффектно выделяется резной живописный узор из свободно вьющихся ветвей с крупными листьями и пышными цветами. В орнамент часто включены изображения зверей и птиц.
Тарелка боярина Хитрово
Принадлежала начальнику Оружейного приказа боярину Богдану Матвеевичу Хитрово


Изготовлено : Москва, 1667-1676 годы.
Материалы : Серебро.
Работа : Чернь, резьба, золочение.

Чернёная тарелкаИзготовлено : Мастерские Московского Кремля, 1685 год.
Материалы : Серебро.
Работа : Чернь, резьба, золочение.

Стакан в технике чернь и резьбаИзготовлено : Мастерские Московского Кремля, конец XVII века, мастер В.Андреев.
Материалы : Серебро.
Работа : Чернь, резьба, золочение.

Евангелие Алексея Михайловича.Вклад царя Алексея Михайловича в Чудов монастырь Московского Кремля
Изготовлено : Москва, 1668 год.
Материалы : Золото, серебро, драгоценные камни.
Работа : Чернь, резьба, золочение.
ВИТРИНА 12. РУССКИЕ РАСПИСНЫЕ ЭМАЛИ

В последней четверти XVII в. большое распространение в русском серебряном деле получила декоративная роспись разноцветными эмалевыми красками по однотонному эмалевому фону, значительно обогатившая художественные возможности ювелирного искусства.

Расписная чашаюИзготовлено : Россия, Сольвычегорск, конец XVII века.
Материалы : Серебро.
Работа : Эмаль.
Наиболее полное и яркое развитие этот вид эмалевой техники получил в творчестве эмальеров северного города Сольвычегодска. Такими эмалями, именуемыми «усольскими» (от древнего названия Сольвычегодска – Усолье), украшали в основном различные вещи светского обихода – чаши, стаканы, ларцы, ножи и так далее. Характерная особенность усольских эмалей – сочетание яркого многоцветного рисунка с гладким бело¬нежным фоном.

Расписной ларец
Изготовлено : Россия, Сольвычегорск, конец XVII века.
Материалы : Серебро.
Работа : Эмаль.
Эмалью сплошь заливали поверхность предметов или заполняли ею отдельные клейма в виде картушей, цветов, кругов, обрамленных снаружи скаными жгутиками. Большим разнообразием отличаются мотивы эмалевой росписи. Пестро раскрашенные цветы на длинных стеблях с сочными листьями, миниатюрные фигурки птиц, медальоны с изображениями реальных и фантастических животных, сливаясь воедино, образуют на поверхности усольских изделий удивительно нарядный узор.


Изготовлено : Россия, Сольвычегорск, конец XVII века.
Материалы : Серебро.
Работа : Эмаль.
Из произведений московских эмальеров большой интерес представляет серебряный оклад Евангелия, украшенный накладными эмалевыми дробницами с изображениями святых, манера исполнения которых позволяет считать их работой известного столичного изографа Федора Зубова.

Коробочка.
Россия, Сольвычегодск, 1690-е гг.
Мастера Братья Поповы (?).
Серебро.
Чеканка, эмаль, скань.
Кроме Сольвычегодска и Москвы, техникой расписной эмали владели на рубеже XVII–XVIII вв. и серебряники Вятки, изделия которых также экспонируются в витрине.
ВИТРИНА 13. СЕРЕБРЯНОЕ ДЕЛО ГОРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ XVII ВЕК

В витрине экспонируются отличающиеся высоким мастерством выполнения серебряные изделия Ярославля, Нижнего Новгорода, Костромы и других городов Поволжья, которые в XVII в. являлись значительными центрами русской художественной культуры.

Чаша-потир из Ярославля
Изготовлено : Россия, Ярославль, 1697 год.
Материалы : Серебро.
Работа : Чеканка, резьба, золочение

Чеканое кадило из Костромы
Изготовлено : Россия, Кострома, XVII век.
Материалы : Серебро, сердолик.
Работа : Литьё, чеканка, резьба, золочение.
Искусство каждого из этих городов имело свои характерные особенности. Своеобразные формы и богатая орнаментация типичны для изделий ярославских серебряников. Чеканные узоры, пышные и нарядные, часто сочетаются с тонкой резьбой.

Ладаница.
Россия, Кострома,1683.
Серебро.
Чеканка, резьба, золочение, канфарение.
В чеканном орнаменте произведений нижегородских мастеров используются скульптурные элементы. Так, чаша серебряного потира 1685 г. густо покрыта чеканным узором из пышных фантастических цветов, среди которых для усиления рельефа вкомпонованы литые головки херувимов.В группе изделий костромских серебряников особое внимание привлекают два кадила с высокими ажурными литыми шатрами.
ВИТРИНА 14. ИЗДЕЛИЯ МОСКОВСКИХ МАСТЕРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

Во второй половине XVII века в русской художественной культуре в противовес церковному мировоззрению закладывались основы новой светской культуры. Живой интерес к реальной действительности и окружающей природе рождал у мастеров стремление к повышенной декоративности, пышному узорочью и звучной полихромии при оформлении произведений ювелирного искусства.

Чаша-братина Алексея Михайловича.Дар патриарха Никона царю Алексею Михайловичу

Изготовлено : Мастерские Московского Кремля, 1653 год.
Материалы : Золото, драгоценные камни.
Работа : Эмаль.
Вкусам времени особенно отвечала техника эмали с ее богатейшей палитрой ярких сверкающих красок. Московские ювелиры применяли наряду с глухой прозрачную эмаль, сквозь которую просвечивал мерцающий золотой фон; они покрывали эмалью не только плоскую поверхность, но и высокорельефные чеканные изображения.

Тарелка Алексея Михайловича.Принадлежала царю Алексею Михайловичу
Изготовлено : Мастерские Московского Кремля, 1675 год.
Материалы : Золото.
Работа : Эмаль.
К великолепным произведениям эмальерного искусства принадлежат чаша 1653 г., литургический прибор, вложенный боярыней Анной Ильиничной Морозовой в Чудов монастырь, тарелки царя Алексея Михайловича, роскошные оклады Евангелий, выполненных для вкладов в кремлевские церкви. Насыщенную цветовую гамму эмалей дополняют яркие драгоценные камни – красные рубины, зеленые изумруды, синие сапфиры.

Чаша с крышкой.
Мастерские Московского Кремля,1694.
Золото, камни драгоценные.
Эмаль, чеканка, литье.

Костяная чаша-братина
Изготовлено : Москва, 1662 год, мастера В.Иванов и Ф.Иванов.
Материалы : Кость, серебро, драгоценные камни.
Работа : Чеканка, скань, золочение, эмаль.
Вместе с тем мастера второй половины XVII века продолжали широко использовать эмаль в сочетании со сканым узором. Чаще всего эта техника применялась для украшения разнообразных серебряных изделий – чаш, чарок, стаканов, окладов икон и Евангелий, панагий, – создававшихся не только кремлевскими мастерами, но и посадскими ремесленниками.

Чаша-потир боярыни Морозовой.Вклад боярыни А.И.Морозовой в Чудов монастырь Московского Кремля
Изготовлено : Мастерские Московского Кремля, 1664 год.
Материалы : Золото, драгоценные камни.
Работа : Эмаль.

Изготовлено : Мастерские Московского Кремля, 1678 год.
Материалы : Золото, драгоценные камни.
Работа : Чеканка, эмаль
Евангелие царя Федора Алексеевича.Вклад царя Фёдора Алексеевича в Верхоспасский собор Московского Кремля

Евангелие
Изготовлено : Москва, 1681 год.
Материалы : Золото, драгоценные камни.
Работа : Чеканка, эмаль.

Оклад иконы Богоматерь Владимирская
Изготовлено : Москва, 1657 год, мастер П.Иванов.
Материалы : Золото, драгоценные камни.
Работа : Чеканка.
ВИТРИНА 15. ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

С конца XVII в. на русское ювелирное искусство оказывал заметное влияние западноевропейский стиль барокко. На русский язык термин «барокко» переводится как «причудливый».

Нагрудный знак с портретом Петра I
Изготовлено : Россия, начало XVIII века, эмальер Г.Мусикийский.
Материалы : Золото, серебро, алмазы.
Работа : Эмаль.
Основную роль в формировании этого стиля в русском золото-серебряном деле сыграли мастера Германии, приезжавшие в Россию на временную и постоянную работу, и изделия немецких серебряников, которые еще в XVII в. привозились в дар русским царям европейскими послами, покупались у заезжих купцов либо приобретались русскими людьми за границей. Стиль барокко нашел в ювелирном искусстве России благодатную почву для своего развития, приобретя при этом национальную окраску.

Панагия Плач Богородицы
Изготовлено : Миниатюра - Петербург, 1720 год, эмальер Г.Мусикийский, оправа - середина XVIII века.
Материалы : Серебро, драгоценные камни.
Работа : Чеканка, эмаль
Черты барокко ощущаются в декоре потира 1687 г., подсвечниках конца XVII в., окладах Евангелий. Ярким образцом этого стиля является водосвятная чаша 1721 г. в форме вазы, украшенная пышными чеканными цветами тюльпанов на стеблях. Особым мастерством отличается стопа 1735 г. с портретами императора Петра I и его сподвижников, созданная потомственным серебряником Никитой Беляковским.

1.Икона мерная "Алексей - человек Божий", в окладе.
Золото, камни драгоценные, жемчуг речной дерево, стекло, шелк, левкас.
Темпера яичная, чеканка, чернь, канфарение.
Мастерские Московского Кремля,1699.
Серебро, камни драгоценные.
Чеканка, золочение, эмаль, резьба.
Высота 26,4 см. Диаметр 19 см.
Вклад царицы Марфы Матвеевны, второй жены царя Федора Алексеевича, в Архангельский собор на помин души мужа
Серебряные ковши, утратив свое значение как питьевые сосуды, стали в XVIII в. царской наградой, вручавшейся «за службу» атаманам казачьих войск и «за прибыль казне» представителям купеческого сословия. Особый интерес представляет ковш 1729 г., пожалованный императором Петром II, который царствовал всего три года.

Табакерка с портретом Петра I

Изготовлено : Париж, 1712-1713 годы, миниатюра - Петербург, 1727 год, эмальер А.Овсов.
Материалы : Золото, медь.
Работа : Эмаль, гравировка.
Большинство серебряных произведений первой половины XVIII в. выполнены в технике чеканки, иногда в сочетании с гравировкой и литьем. Тем интереснее чаша в ажурной филигранной сорочке, принадлежавшая опальному семейству князей Долгоруких.

Суповая чаша на блюде
Изготовлено : Петербург, 1737 год.
Материалы : Серебро.
Работа : Чеканка, скань, золочение.
С начала XVIII в. в Москве развивалось искусство миниатюрного письма по эмали. Накладные эмалевые медальоны украшали потиры, оклады Евангелий, панагии, табакерки. В жанре портретной эмалевой миниатюры успешно работали художники Оружейной палаты Григорий Мусикийский и Андрей Овсов.В 1730–1740 гг. в моде был также стиль регентства. Для его орнаментики характерно использование переплетений с резкими изломами и элементами растительного характера. Великолепный образец этого стиля – золотой потир 1730 г., созданный по заказу императрицы Анны Иоанновны.
ВИТРИНА 16. ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ 40-60 ГОДОВ XVIII ВЕКА. МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ

В середине XVIII в. в ювелирном искусстве России приобрел популярность стиль рококо. Его орнаментику составляли декоративные элементы в виде раковин и завитков, переплетенных в сложный асимметричный рисунок. Этот стиль позволил проявиться таланту многих серебряников, главным образом в Москве, где рококо особенно любили.

Сервиз чайный.
Россия, Москва,1744.
Серебро, дерево.
Литье, чеканка, золочение.
Принадлежал императрице Елизавете Петровне.

Ковш наградной с двуглавым орлом
Изготовлено : Москва, 1755 год.
Материалы : Серебро.
Работа : Чеканка, литьё, золочение.
В витрине представлены подносные блюда работы Петра Афиногенова и Алексея Полозова, отличающиеся виртуозной чеканкой. Рукомойный кувшин и стакан – произведения выдающегося мастера Якова Масленикова. В оформлении кувшина он сумел органично сочетать художественные особенности стиля барокко и модного рококо. Прекрасное владение техникой чеканки продемонстрировал Василий Орлов, выполнивший небольшую кружку и бульотку (чайник на таганке со спиртовкой). Чайники и кофейники вошли в быт именно в это время в связи с распространением соответствующих напитков.

Ковчег с фигурами Христа и евангелистов
Изготовлено : Москва, 1753 год.
Материалы : Серебро.
Работа : Чеканка, литьё, золочение.
Мода нюхать табак послужила толчком к созданию разнообразных табакерок. В витрине представлены три роскошные табакерки. Одна из них – золотая, прямоугольная – декорирована тончайшими пластинами агата.

Табакерка.
Россия, Санкт-Петербург,1759.
Золото, серебро, камни драгоценные.
Чеканка, резьба.
На крышке табакерки в форме стилизованной раковины, выполненной из зеленого гелиотропа, помещена композиция в виде вазы с букетом, выложенной бриллиантами, рубинами и изумрудами. Созданную знаменитым ювелиром Иеремией Позье золотую табакерку с портретом императрицы Елизаветы Петровны украшают около восьмисот бриллиантов, два из которых весят по одному карату. 

Блюдо с сюжетом Эсфирь
Изготовлено : Москва, 1767 год, мастер П.Афиногенов.
Материалы : Серебро.
Работа : Чеканка, резьба, литьё, золочение.

Суповая чаша в стиле рококо
Изготовлено : Петербург, XVIII век.
Материалы : Серебро.
Работа : Чеканка, литьё.
ВИТРИНА 17. ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ПРОИЗВОДСТВА МЕСТНЫХ МАСТЕРОВ XVIII - XIX ВЕКОВ

В XVIII–XIX веках во многих городах России работали профессиональные серебряники высокого уровня, изделия которых удовлетворяли и требованиям столичных заказчиков. Во второй половине XVIII века произведениями с черневым декором славился Великий Устюг. Особой популярностью пользовались табакерки, украшенные разнообразными сюжетными композициями: мифологическими и жанровыми, «галантными сценами» с изображением дам и кавалеров.

Табакерка фабрики купцов Поповых
Изготовлено : Россия, Великий Устюг, XVIII век, мастер А.Мошнин.
Материалы : Серебро.
Работа : Резьба, чернь.
В конце столетия и в начале XIX века стали популярными изображения карт, планов и видов городов. Пользовались спросом и медные изделия, покрытые белой или цветной эмалью и инкрустированные накладками из серебряной фольги.

Изготовлено : Россия, Великий Устюг, 1796 год, мастер И.Жилин.
Материалы : Серебро.
Работа : Резьба, чернь.
Крупным центром серебряного дела был Тобольск, являвшийся столицей Сибири. Его лучшие мастера выполняли заказы генерал-поручика, губернатора Дениса Ивановича Чичерина. Такие предметы украшены его гербом или вензелем, а также модными в то время композициями с театрализованными фигурками пастушек. Выбор сюжетов для составляющих комплект чайника и кофейника необычен – это сцены охоты.

Эмалевый поднос с двуглавым орлом
Изготовлено : Россия, Великий Устюг, XVIII век.
Материалы : Медь.
Работа : Эмаль.
Прекрасным гравером и черневого дела мастером был Сакердон Скрипицын, работавший в первой четверти XIX века в Вологде. На кастрюлях из дорожного сервиза его работы изображена Дворцовая площадь Санкт-Петербурга и виды Вологды, на стаканах – пейзажи Швейцарии. К сожалению, сервиз сохранился не полностью.

Чайный сервиз тобольского губернатора Д.И.Чичерина
Изготовлено : Россия, Тобольск, 1774-1775 годы.
Материалы : Серебро.
Работа : Резьба, чеканка, чернь, литьё, золочение.
Среди произведений других центров выделяется чеканный венец с оклада иконы работы Афанасия Корытова из Ярославля, кружка с вмонтированными в нее иностранными монетами, выполненная в Казани, группа изделий киевских мастеров. Интересны карманные часы, созданные вятскими мастерами семейства Бронниковых: футляр, корпус и почти все детали механизма выточены из твердых пород дерева.

Щипцы для снятия нагара со свечи на лотке.
Россия, Тобольск,1776.
Мастер Шимгин Петр.
Серебро.
Чернь, канфарение, золочение, чеканка.

Дарохранительница с двумя выдвижными ящичками.
Россия, Тобольск,1770.
Серебро.
Чернь, гравировка, литье, золочение.
ВИТРИНА 18. ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII И ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА


Во второй половине XVIII века параллельно с рококо стал входить в моду стиль классицизм с характерными для него более строгими формами и орнаментацией. Прежде всего он получил признание в Санкт-Петербурге. Типичным образцом этого стиля является золотое овальное блюдо, пожалованное императрицей Екатериной II князю Григорию Александровичу Потемкину.

Евангелие мастера Г.Унгера
Изготовлено : Печать - Москва, 1698, оклад - Петербург, 1794 год, мастер Г.Унгер.
Материалы : Серебро, золото, драгоценные камни, дерево, ткань.
Работа : Литьё, резьба, эмаль, золочение.
Несколько других изделий также связаны с именем императрицы. Любопытны изящные предметы из детских сервизов, которые она заказывала для своих внуков. Уникальна ее собственная работа – овальная миниатюра из папье-маше с изображением подвига Муция Сцеволы. Сюжеты из античной истории и книг Священного Писания, всевозможные аллегории были необычайно популярны в искусстве классицизма.

1.Чаша-потир с бриллиантами
Изготовлено : Москва, 1789 год, мастер К.Мюллер.
Материалы : Золото, бриллианты.
Работа : Литьё, чеканка, эмаль, скань.
2.Потир мастера Кузова
Изготовлено : Москва, 1797 год, мастер С.Кузов.
Материалы : Серебро, драгоценные камни.
Работа : Чеканка, литьё, эмаль.
По заказу Екатерины II выполнен еще ряд изделий. Это два золотых с бриллиантами литургических комплекта работы известных мастеров Ивара Буха и Карла Мюллера, роскошный оклад на Евангелие мастера Германа Унгера, украшенный более чем двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а также единственный в собрании музея призовой кубок XVIII века Его выиграл жеребец Ерюс на скачках, организованных на Донском поле в Москве в поддержку отечественных коннозаводчиков.
Кубок был создан в мастерской знаменитого серебряника Алексея Раткова.

Евангелие мастера А.Раткова
Изготовлено : Москва, 1806 год, мастер А.Ратков.
Материалы : Серебро, алмазы.
Работа : Золочение, чеканка, эмаль.

Блюдо мастера Раткова
Изготовлено : Москва, 1787 год, мастер А.Ратков.
Материалы : Серебро.
Работа : Чеканка.

Чайный сервиз Екатерины II.Подарок императрицы Екатерины II своим внукам
Изготовлено : Петербург, 1784 год, мастер И.Блом.
Материалы : Серебро.
Работа : Чеканка, литьё, резьба, золочение.

Блюдо князя Потёмкина.Подарок императрицы Екатерины II князю Г.Потёмкину
Изготовлено : Петербург, 1788 год, мастер Ф.Сеген.
Материалы : Золото.
Работа : Чеканка, литьё, резьба.
В витрине представлены и другие работы этого мастера: два красивых подносных блюда, дарохранительница, оклады на Евангелия, маленькие тарели. А. Ратков был мастером-универсалом, в совершенстве владевшим всеми ювелирными техниками: чеканкой, литьем, чернью, гравировкой.


Изготовлено : Петербург, 1801 год, мастера Г.Унгер, Г.Эккерт.
Материалы : Серебро.
Работа : Чеканка, литьё, золочение.

Табакерка с портретом Екатерины II.Портрет императрицы Екатерины II художника К.Гейнера
Изготовлено : Петербург, XVIII век, мастер Ж.Адор.
Материалы : Золото, драгоценные камни.
Работа : Эмаль

Золотая табакерка в стиле классицизм
Изготовлено : Петербург, начало XIX века, мастер О.Кейбель.
Материалы : Золото, серебро, драгоценные камни.
Работа : Чеканка, резьба, эмаль.
ВИТРИНА 19. ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

В витрине экспонируются золотые и серебряные изделия, выполненные в стиле позднего классицизма. Особую ценность представляют мемориальные вещи, которые наши предки торжественно нарекли "достопамятностями", и всегда, даже в самые трудные годы, свято берегли. В 1809 году московский золотых дел мастер Иоганн Краг создал редкий по красоте и выразительности золотой кубок, поднесенный в дар сенатору, главноначальствующему Кремлевской экспедиции, действительному тайному советнику Петру Степановичу Валуеву (1743-1814) его подчиненными 29 июня 1809 года. Кавалер орденов Святого Александра Невского, Святого Владимира I степени, он руководил Мастерской и Оружейной палатой с 1805 по 1814 гг.

Блюдо героя Отечественной войны графа Платова.Подарок герою Отечественной войны атаману графу М.И.Платову от станицы Михайловской
Изготовлено : Москва, 1814 год, мастер А.Григорьев.
Материалы : Серебро.
Работа : Литьё, чеканка, чернь, золочение.
Эстетические идеалы и образы античной классики во второй четверти XIX в. находят отражение во всех видах прикладного и изобразительного искусства. Мотивы листьев аканта, виноградной лозы, гирлянд, фигурные ножки-лапы характерны для этого времени. Красотой форм отличаются серебряные вазы для цветов, стояны которых выполнены в виде женских фигур, одетых в античные одежды с мягкими, свободно ниспадающими складками.

Геройский наградной кубок
Изготовлено : Москва, 1804 год, мастер И.П.Краг.
Материалы : Золото.
Работа : Литьё, чеканка, резьба.

Брачные венцы А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой

Изготовлено : Россия, 1800-ее годы.
Материалы : Серебро.
Работа : Золочение, эмаль, стекло.
О военных походах и победах русской армии в Отечественной войне 1812 года напоминает мемориальное серебряное, золоченое блюдо, принадлежавшее генералу русской армии, атаману казачьих войск Матвею Ивановичу Платову.С именами Александра Сергеевича Пушкина и Наталии Николаевны Гончаровой связывают два брачных венца, которыми, по преданию, их венчали в Москве в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот в 1831 году.

Канделябр.
Санкт-Петербург, 1826.
Мастер Аксель Гедлунд.
Серебро.
Литье, чеканка, резьба, канфарение
Особую группу произведений, связанных с Москвой и Кремлем, составляют декоративные подносные блюда. Старинный русский обычай подношения хлеба и соли по случаю коронации, торжественных встреч и юбилейных дат был причиной того, что блюда выполнялись в большом количестве. Примером могут служить два больших серебряных, густо золоченых блюда. На одном из них - накладные изображения военных атрибутов по борту и вензель императора Николая I. На другом - вензель императрицы Александры Федоровны и накладные изображения женских и детских фигур, олицетворяющих милосердие и воспитание.

Ваза-геридон.
Санкт-Петербург,1823.
Мастер Гедлунд Аксель.
Серебро, хрусталь.
Литье, чеканка, штамп, огранка.
Декоративно-прикладная скульптура, появившаяся еще в XVIII веке и реалистически воспроизводившая изображения людей, коснулась и серебряной скульптуры малых форм XIX столетия. Таким примером могут служить два небольших серебряных подсвечника, выполненных в Петербурге в начале XIX века. Они представляют собой литые фигурки пляшущих юноши и девушки, одетых в русские национальные костюмы, детально разработанные, моделированные легко и свободно. Исследователи предполагают, что первым, положившим начало фигуркам серии русских плясунов, был скульптор И.Т. Тимофеев, сотрудник мастерских И.П. Мартоса и И. Витали.Ювелирные изделия первой половины XIX века отражают основные тенденции и явления в ювелирном искусстве этого времени, и многие из них имеют исключительный исторический или художественный интерес.
ВИТРИНА 20. ПАНАГИИ XVIII - XIX ВЕКОВ. ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ФИРМЫ ФАБЕРЖЕ

В самостоятельную музейную экспозицию выделены панагии второй половины XVIII века, принадлежавшие архиереям Русской Православной церкви. Их украшает россыпь драгоценных камней, среди которых предпочтение отдается сверкающему бриллианту - излюбленному камню эпохи классицизма. Особенно интересны так называемые "жалованные" панагии, которые получали представители высшего духовенства от правителей России.

1.Нагрудный знак высшего духовенства - панагия с цепью
Изготовлено : Россия, 1787-1792 годы.
Материалы : Золото, серебро, бриллианты, жемчуг.
Работа : Чеканка, резьба, эмаль, золочение.
2.Панагия Спас Нерукотворный с цепью.Лицевая сторона
Изготовлено : Россия, середина XVIII века.
Материалы : Золото, серебро, бриллианты, рубины.
Работа : Литьё, эмаль, золочение.
Слева внизу представлена панагия, пожалованная Екатериной II митрополиту Платону. Панагия украшена бриллиантами и четырьмя крупными турмалинами. Еще две панагии митрополит Платон получил в дар от видного государственного деятеля Григория Александровича Потемкина. Одна из них - с золотой чеканной пластиной в обрамлении чередующихся алмазов и топазов - находится справа вверху витрины. Вторая - с крупным шестигранным изумрудом, в окружении аметистов и с навершием из огромного топаза – украшает центральный планшет. Здесь же представлена роскошная панагия, пожалованная Екатериной II новгородскому митрополиту Дмитрию. Ее ажурная оправа сплошь усыпана бриллиантами, а на оборотной стороне помещен эмалевый портрет императрицы.
Панагия.Крест.Панагия.
Витрина 20. Ювелирные изделия фирмы Фаберже.
Фирма Фаберже, основанная в 1842 г. в Санкт-Петербурге, к началу ХХ в. стала крупнейшим ювелирным предприятием Российской империи. Во главе дела стоял Петер Карл Фаберже – «ученый и образованный ювелир», художник, реставратор музейных произведений и талантливый предприниматель. Он сумел привлечь к сотрудничеству Михаила Перхина, Генрика Вигстрема, Юлия Раппопорта, Августа Хольминга, Эрика Коллина и других лучших мастеров Санкт-Петербурга, Москвы, Киева и Одессы – городов, где были открыты отделения фирмы. Через лондонский филиал продукцию Фаберже отправляли в самые отдаленные уголки мира; его клиентами были коронованные особы, титулованная, финансовая и промышленная элита Старого и Нового Света.
Предприятие Фаберже, на котором трудилось более пятисот человек, выпускало широкий ассортимент изделий – от уникальных произведений для августейших особ до массовой продукции. Вершиной творчества К. Фаберже являются пасхальные яйца с сюрпризами, созданные по заказу последних российских императоров Александра III и Николая II.
 

Яйцо Фаберже с портретами детей Николая II.Внутри модель Александровского дворца в Царском Селе
Изготовлено : Петербург, 1908 год, мастер Г.Вигстрем.
Материалы : Золото, серебро, бриллианты, рубины, нефрит.
Работа : Эмаль, литьё, чеканка.
Они предназначались в дар их супругам – императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне. Пасхальные подарки часто были приурочены к важным событиям в жизни империи и царской семьи, например, путешествию на Восток цесаревича Николая (яйцо «Память Азова») или постройке Транссибирской магистрали. Каждое яйцо делали около года и больше. Содержащиеся в них миниатюрные сюрпризы были еще и чудесами механики: так, например, миниатюрный поезд из золота и платины, заведенный золотым ключиком, проезжал несколько метров, а музыкальный механизм в яйце «Московский Кремль» до сих пор исполняет пасхальные гимны. Всего в 1885–1916 гг. было изготовлено пятьдесят подобных уникальных изделий, десять из которых представлены в Оружейной палате. Продолжение следует.См.мой раздел "Антиквариат" все о Фаберже.

No comments:

Post a Comment