источник
Серпуховский Высоцкий мужской монастырь - один из самых древних монастырей на Руси. Он входит в число девяти обителей, основанных самим Игуменом земли Русской Преподобным Сергием Радонежским. Время его возникновения относится к 1373 году.
[more]В это время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского и его сподвижник князь Владимир Андреевич, прозванный в народе за свою отвагу Храбрым. Владимир Андреевич владел и городком Радонежем, где в то время начинала расцветать обитель преподобного Сергия.
Серпуховский князь был хорошо знаком с Преподобным — был его духовным чадом. Владимир Андреевич, как пишется в летописи, занимался строительством своего стольного града Серпухова. Он пожелал украсить город монастырем и поехал к преподобному Сергию с просьбой прибыть в Серпухов для совета и благословения на устроение обители.
Несмотря на свои преклонные года и на то, что была зима, преподобный Сергий откликнулся на просьбу князя и пешком, в сопровождении своего любимого ученика Афанасия, пришел из Радонежа в Серпухов. С великой радостью встретил Владимир святых подвижников. После обозрения местности избрали они место для будущей обители на берегу реки Нары, почти на месте впадения ее в Оку, на одном из холмов, который носил название "Высокий".
Князь Владимир выразил желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери и честному Ее Зачатию праведной Анной. Преподобный Сергий одобрил желание князя, и когда расчищено было поросшее лесом избранное место для обители, святой старец стал на колени, воздел руки к небу и произнес молитву на основание обители, и ныне ежедневно возносимую братией.
Руководство обители преподобный Сергий поручил ученику своему Афанасию, хотя тот по смирению и отказывался от этого. Так в декабре 1374 года по Рождестве Христовом был основан Серпуховской мужской монастырь, который по месту основания "на Высоком" и был назван Высоцкий — под этим названием он известен всем последующим поколениям.
Весной 1571 года татарский хан Девлет-Гирей, обойдя русские оборонительные линии, приблизился к Серпухову. Неподготовленному к сражению Царю Иоанну Грозному, который находился в то время с опричниной в Серпухове, пришлось спешно бежать, оставляя город на растерзание врагам. Татары прошлись по городу огнем и мечом, истребляя жителей, грабя и оскверняя храмы, разрушая все на своем пути.
Высоцкий монастырь, как и вся округа, был разграблен и сожжен. Судьба настоятеля — архимандрита Агапита — осталась неизвестна.
Не успел монастырь оправиться от татарского нашествия, как наступило "смутное время" междуцарствия с царившим по всей стране произволом и безвластием. Как и вся Россия, Высоцкая обитель претерпела все бедствия этого времени. Она находилась без защиты, была постоянно разоряема шайками поляков и разбойников, пользующихся нестроениями в царстве для собственной наживы.
К середине XVIII века монастырь процветал: он имел жалованные грамоты на земли от Царей и Великих князей, в обители было до 70 человек братии, огромная библиотека, большая ризница, на территории монастыря было 7 действующих церквей и собор, все они были каменными, а не деревянными, что по тем временам было высоким показателем цветущего состояния обители.
Но с середины ХVIII века, при введении Императрицей Екатериной II штатов для монастырей, цветущее благосостояние обители стало падать — от монастыря по указу отошли его вотчины, и он стал существовать только на положенное по штату государственное содержание и на пожертвования верующих.
Но с начала XIX века благосостояние Высоцкой обители стало опять подниматься: реставрировались старые храмы, строились и освящались новые, увеличился приток паломников.
С этого времени Высоцкая обитель становится очень известной в среде православных верующих благодаря высокому молитвенному духу насельников.
В начале XX века Высоцкий монастырь считался одним из самых благоустроеннейших во всей России. Но с приходом к власти большевиков в 1917 году на Православную Церковь воздвиглись страшные, еще не виданные в мире гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались.
Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Высоцкий монастырь. В 20-х годах соседний женский монастырь был превращен в военное училище. Престарелые монахини были переведены в мужской Высоцкий монастырь, где были размещены в настоятельском корпусе и в подсобных помещениях.
Настоятель обители, архимандрит Пантелемон, переселился в верхние комнаты Покровского храма, братии монастыря было предложено покинуть обитель. Братский корпус заняли латышские стрелки.
До 1931 года, пока не арестовали архимандрита Пантелемона, в Покровском храме совершались богослужения, за которыми пели монахини. Но после ареста настоятеля монахини разошлись кто куда, часть из них была выслана, а монастырь был превращен властью в тюрьму, где не раз производились массовые расстрелы.
В послевоенные годы помещения монастыря использовались под жилье и складские помещения. В это время было разрушено три башни и большая часть стен. Монастырский комплекс постепенно разрушался, и в нем были начаты реставрационные работы, которые хоть как-то сохранили обитель от полного разрушения.
Самым первым храмом обители была деревянная церковь, заложенная преподобными Сергием и Афанасием и князем Владимиром Андреевичем во имя Пресвятой Богоматери честного Ее Зачатия праведной Анной. Церковь эта находилась на месте нынешнего Никольского храма. В 1380 году произошла Куликовская битва, которая положила начало освобождению Руси от татарского ига.
Князя Димитрия Донского и его двоюродного брата князя Владимира Серпуховского благословил на эту великую битву их духовный наставник — преподобный Сергий Радонежский. Во время самой битвы князь Владимир командовал засадным полком, который состоял из серпуховичей.
На Куликовом поле победили русские, наголову разгромив войско Мамая. Павшие воины Серпуховского ополчения были погребены в братской могиле в стенах Высоцкой обители.
В 1902 году была осуществлена реставрация храма на средства казначея Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Никона (Рождественского), с 1904 по 1906 годы епископа Серпуховского, впоследствии архиепископа Вологодского.
Есть в обители и храм, посвященный преподобному Сергию. Он расположен с южной стороны Зачатьевского собора, на месте, где при основании обители был водружен Крест и воздвигнута первая деревянная церковь.
До закрытия монастыря в 1931 году здесь была богатейшая ризница. Располагалась она над Никольским храмом на втором этаже. Во времена советских гонений почти вся ризница была сокрыта монахами и до настоящего времени не найдена.
В настоящее время в Высоцкой обители собрано множество святынь, почитаемых верующими. Особое место занимает Чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», который находится в Покровском храме.
Образ этот прославлен чудесами исцелений от страсти винопития, наркомании и табакокурения, о которых красноречиво свидетельствуют многочисленные украшения, пожертвованные верующими, специальная книга с описаниями случаев исцелений от иконы, множество писем, приходящих в монастырь ежедневно.
Мне удалось сделать довольно редкий кадр, на нем батюшка исцеляет бомжа-алкоголика. Наверно, правильнее было бы назвать это действие «отчиткой». Фотографировать здесь запрещено, но я решил, что не зря же меня привели именно в это время и именно в это место, и сделал кадр так, чтобы не было видно лиц участников.
Большая часть материала взята с сайта Подмосковье.Ру Как добраться. Внимание! Адрес, данный в Интернете: ул. Калужская д. 5/3 неправильный! Правильный адрес: ул. Калужская д. 110. От храма Николы Белого (его найти просто, он отовсюду виден) едем по Калужской улице километра два до конца и поворачиваем направо, монастырь уже будет виден.
No comments:
Post a Comment