Sunday, April 10, 2016

Moscow churches



Начало здесь
Церковь Николая Чудотворца на Щепах
Церковь Николая Чудотворца на Щепах

История храма берёт начало с 1649 года, когда на этом месте была построена деревянная церковь, которая, наподобие множества других московских православных храмов, была освящена в честь святого Николая Мирликийского. В том же столетии деревянный храм сгорел, а на его месте на средства прихожан в 1686 году был сооружён новый каменный храм. Как и старая деревянная церковь, храм именовался «на Щепах» по местности, называемой тогда Щепы, так как неподалёку располагался Государев дровяной (Щепной) двор, где изготавливались срубы для деревянных дворцовых зданий. Дополнительно к главному престолу св. Николая Чудотворца в 1773 в трапезной храма был устроен придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (в 1884 году перенесён в сооружённую для него пристройку). Во время пожара Москвы 1812 года церковь Николая Чудотворца на Щепах серьёзно пострадала, впоследствии здание было восстановлено на народные средства, при этом к существующему приделу прибавился второй, освящённый во имя апостолов Петра и Павла. Кроме того, в 1813 году сооружена сохранившаяся поныне колокольня. В 1882 году по проекту архитектора Н. И. Финисова был построен северный придел церкви. В 1934 году храм был закрыт для богослужений, а несколькими годами позже разграблен и перестроен почти до неузнаваемости, при этом были снесены купола и верхняя часть колокольни, а также ликвидировано церковное кладбище. Внутренние помещения храма были перестроены под производственные цеха, где в годы Великой Отечественной войны был налажен выпуск боеприпасов, а в мирное время вплоть до 1990-х годов располагался завод производственного объединения «Художественная гравюра». В 1993 году здание было возвращено церкви. Богослужения возобновлены в 1994, а с 1999 по 2002 год проходила масштабная реконструкция здания с восстановлением башен, куполов и колокольни. В 2008 году завершены работы по восстановлению иконостаса храма. По храму Николая на Щепах не позднее XIX века были названы существующие поныне Первый и Второй Николощеповские переулки, а также Третий Николощеповский переулок, который в 1957 году был переименован в проезд Шломина.
Апсида церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.
Апсида церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит у подножия холма, на котором в древности стоял Покровский Лыщиков монастырь со своей слободой. «Лыщикова гора» — место одного из древнейших московских поселений на левом высоком берегу Яузы — известна, как считают, еще с XII в. В XV—XVI вв. земли принадлежали великим князьям московским.Первое документальное упоминание Покровской обители встречается в 1504 году — Иоанн III завещал ее своему сыну Василию III, а в 1572 г. Иоанн Грозный также отказывает монастырь своему старшему сыну. Упразднен монастырь, видимо, при сооружении Скородома (Земляного города), когда часть холма, на котором он стоял, была срыта. Главный храм обители Покрова Пресвятой Богородицы упоминается уже в 1625 году как приходская деревянная церковь, «что слывет на Лыщикове». Новый каменный храм с приделом прп. Иоанна Дамаскина был построен в 1696 г. «по прошению дьяка Ивана Рогозина».В 1697 г. выдан антиминс («взял поп Михаил») и состоялось освящение храма. Этот каменный храм стал основой ныне существующей церкви.В 1773 г. на средства секунд-майора Ильи Алексеевича Лихарева устроен придел Казанской иконы Божией Матери. В 1803-1805 гг. возведена ныне существующая колокольня, а трапезная продлена к западу.Во время нашествия Наполеона и московского пожара 1812 года Покровская церковь серьезно пострадала и была временно приписана к храму Святого Николая, что в Ямах. Лишь два года спустя в 1814 г. вновь был освящен главный Покровский престол, а в 1815 г. и в 1818 г. — придельные. В 1830 г. древняя выступающая в переулок часть храма с четвериком и алтарной апсидой окружена пристройками и приобрела полукруглую форму. В 1880-х гг. появилась нынешняя главка, составленная из теремков и кокошников.Храм не закрывался и сохранил старинное внутреннее убранство и подбор старинных колоколов. В 1996 г. храм отметил свое 300-летие. К юбилею храма были проведены ремонтные и реставрационные работы. Особо почитается икона Покрова Пресвятой Богородицы, Казанская и Тихвинская иконы. Престолы: главный — Покрова Пресвятой богородицы, приделы — Казанской иконы Божией Матери и преп. Иоанна Дамаскина, приставной престол в главном алтаре — преп. Симеона Столпника.
Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе
Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе

Местность, где поставлен храм, именовалась в XIV в. Козьим болотом и была местом выпаса коз и проживания пастухов. Деревянный храм во имя св. Власия мог быть поставлен уже в то время - св. Власий почитался на Руси как покровитель домашних животных; на него перенесли [more]верования, связанные с языческим богом Велесом. По письменным источникам храм известен с 1625 г. - уже в Конюшенной слободе. В 1644 г. был построен первый каменный храм с главным престолом Преображения; один из приделов был освящен во имя священномученика Власия. Два других придела храма были во имя Казанской Богоматери и св. Николая. В течение XVII-XVIII вв. храм неоднократно перестраивался с сохранением частично старой постройки. Была построена первая трапезная, колокольня. В 1816 г. колокольня была перестроена. В 1866-72 гг. на месте прежней возвели существующую трапезную на средства купца Куманина, с приделами Казанским и Власьевским. Храм составлен из разновременных объемов, но при этом сохранил традиционную композицию конца XVII в.: сам храм - одноглавый четверик, трапезная с приделами и колокольня. Сам храм - квадратный в плане двусветный объем, перекрытый сомкнутым сводом, снаружи расчлененный лопатками, имеет богатое завершение - резной карниз с поясом - фризом ложных кокошников над ним; над четырехскатной кровлей поднимается глухой воьмерик барабана с полуколонками на ребрах и граненой главой. Окна и порталы увенчаны трехлопастными однотипными кокошниками. Тремя арочными проемами четверик соединен внутри с трапезной. При перестройке XIX в. трапезная с трех сторон охватила нижний четверик колокольни. Колокольня невысокая, трехъярусная, квадратная в плане, с открытым верхним ярусом звона. Внизу ее украшает плоский портик. Около 1880 г. в храме был установлен иконостас по рисунку А.С. Каминского. В 1921 г. в правой пристройке был устроен придел Серафима Саровского, переведенный из дома 28 по Сивцеву Вражку, где была упразднена домовая церковь того же имени. Около 1939 г. храм был закрыт. Здание приспособили под мастерские. Храм был обезглавлен, ограда уничтожена. Само здание со временем полностью потеряло вид, превратилось в обшарпанный рядовой дом. С 1976 г. мастерские были выселены, и началась медленная реставрация. Придел Серафима Саровского при реставрации снесли. В 1981 г. здание храма получил Русский народный оркестр "Боян" под творческую мастерскую; планировалось и открытие Дома Народной музыки. В 1991 г. храм был возвращен верующим. Богослужения возобновлены в 1997 г.
Храм Марона Пустынника в Старых Панех
Храм Марона Пустынника в Старых Панех

Церковь преподобного Марона Пустынника, известного сирийского подвижника, построена в Москве в 1642 г. в царствование Михаила Феодоровича при Святейшем Патриархе Иосифе, близ улицы Якиманки, на так называемом "Бабьем городке". В объяснении названия этого места указывается следующее историческое событие. В княжение св. Великого князя Димитрия Донского, при нашествии хана Тохтамыша несколько сот русских женщин бежали от ордынцев, чтобы укрыться за стенами Москвы. Но воевода отказался принять женщин. Тогда они сами собрали лес, бывший на берегу Москвы-реки, и огородились кругом, сделав небольшую крепость. Таким образом они выдержали трехдневную осаду. Тохтамыш обманом взял Кремль и, занятый богатой добычей, забыл о женской крепости. Беззащитные спаслись. Однако, по другим источникам сказание о бое женщин с татарами не подтверждается. Название же “Бабий городок” объясняется тем, что в этих местах речной берег укрепляли - “городили” - при помощи свай, вбиваемых молотами, “бабами”. Название “в Старых Панех” происходит от Панской или Иноземной слободы, где когда-то были поселены иноземцы. Располагалась она южнее Голутвинской слободы. Первоначально деревянная церковь называлась Благовещенскою у Крымского двора, в Иноземной слободе.В 1727 г. был пристроен теплый придел во имя преп. Марона.В 1730 г. священник Сергий Анисифоров обратился к Великой Государыне Императрице Анне Иоанновне с ходатайством о помощи в построении каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Марона чудотворца, которому от Господа дана благодать огневицу и трясавицу утолять, бесы прогонять и от различных недугов и скорбей и болезней освобождать, с верою приходящим и просящим исцеление подавать". 12 июня 1730 г. указом Императрицы Анны Иоанновны велено: вместо деревянной ветхой Благовещенской церкви построить новую каменную во имя того же храма с приделом преп. Марона. Сильно пострадала церковь во время Отечественной войны с французами 1812 г. Мароновская церковь оказалась оскверненной; Антиминса в Мароновском приделе не оказалось; и, хотя престолы с одеждами остались целы и неповрежденны, некоторое время богослужения в храме не совершались. После этого храм шесть лет не имел своего причта, будучи приписан к соседней церкви св. Николая Чудотворца в Голутвине.В апреле 1831 г. Василий Логгинович Лепешкин - ктитор храма построил новый придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, при этом был расширен храм и подняты своды.В 1841-1844 Главная церковь была переделана: крыша стала круглая, внутри построен новый иконостас, а снаружи по углам главки.С 1882 по 1895 гг. старостой был Василий Николаевич Лепешкин. В период его служения возобновлен иконостас главного храма. В 1886 г. главки по углам церкви были убраны, крыша сделана четырехскатной, церковь сделана вся теплою, в северо-западном углу поставлена пристройка для отопления. При храме была открыта церковно-приходская школа-первая в Москве. Подбор колоколов на колокольне церкви преподобного Марона считался лучшим в Москве. Опасность Мароновской церкви стала угрожать с середины 1929 г., когда руководство техникума жировой промышленности стало требовать передачи храмового здания под свою библиотеку. Городские власти в декабре 1929 г. удовлетворили кощунственную претензию, а в феврале следующего года ВЦИК утвердил решение Моссовета.Весной 1930 г. уже встал вопрос о сносе церкви, начался вывоз ее имущества.Так-как техникум вскоре отказался от “культурного освоения” здания, президиум Моссовета 25 апреля 1930 г. передал его для сноса Гипрострою, вознамерившемуся построить на этом месте Институт инженеров-строителей. Однако по Милости Божией храм был спасен от окончательного разрушения, из-за отсутствия денежных средств у строителей его переделали в конце сентября под модельную мастерскую. Затем здесь долгие годы находился гараж. В алтарной апсиде и в боковой стене храма были пробиты стены и устроены ворота для въезда автомашин. Центральная часть церкви была перестроена под складские помещения. Вплотную ко входу в храм было пристроено здание школы. В 60-е годы вновь встал вопрос о сносе храма. И вновь Божией Милостью он был спасен от разрушения. При расчете стоимости работ по разрушению храма в ЭВМ произошел сбой и вычисленная сумма оказалась завышенной во много раз. От сноса отказались. Церкви было возвращено полуразрушенное здание: в марте 1992 г. власти вынесли решение о передаче его верующим, а 27 марта 1994 года состоялось Малое Освящение храма.
Церковь великомученика Георгия Победоносца
Церковь великомученика Георгия Победоносца

Церковь великомученика Георгия Победоносца в Ендове располагается в Замоскворечье. Самая первая церковь на этом месте появилась еще во времена царя Ивана Грозного.С 1601 по 1612 годы церковь Георгия Победоносца стала крепостью-острогом.Была значительно разрушена и находилась в упадке. В 1653 году местные жители отстроили церковь заново. Так на месте старой церкви вырос новый пятиглавый храм с главным престолом во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом с храмом построили богадельню, в которой находились престарелые и больные военные. Также существовала церковно-приходская школа и Георгиевское братство трезвости. Во время войны 1812 г. выгорел практически весь интерьер церкви, много церковной утвари было утрачено. В 1836 г. была построена паперть, которая существует и сейчас, сделаны росписи в храме и трапезной, в приделах поставили новые иконостасы, заменили печи. Во время первой мировой войны на территории храма был организован лазарет для раненых солдат.В 1935 г. храм был закрыт. В нём размещались общежитие, затем склад, учреждения. Сильно перестроен. Была взорвана алтарная часть Никольского придела. Реставрировался в 1958—62 гг. (архитектор Н. Д. Недович). В 1992 году получил статус подворья Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Богослужения возобновлены в праздник Рождества Христова в 1993 г. Служение на подворье совершают иноки Соловецкого монастыря. Первая служба в храме прошла 7 января 1993 года. Архитектурная композиция церкви Георгия Победонсца в Ендове – небольшой четверик, увенчаный пятью главами, из которых центральная – световая. Верхняя часть заканчивается каскадом килевидных кокошников. Стены храма – сочного красного цвета с белой отделкой, крыша покрыта зеленой черепицей. С восточной стороны к зданию церкви прилегает алтарь с боковыми апсидами. Декоративное оформление фасадов церкви, множество деталей создают "узорочье"- архитектурного стиля 17 века. Вплотную у ворот стоит двухэтажное здание, в котором размещалась богадельня, духовное училище и жилье причта. Белокаменная ограда храма была построена в 1760-х годах. Ограда украшена пилонами и пилястрами. Раньше церковная ограда завершалась кованой решеткой. Нынешняя решетка изготовлена в ходе реставрационных работ. По обе стороны колокольни имеются двое ворот. Святыни - образ великомученика Георгия Победоносца; - иконы Божией Матери Державная и Неопалимая Купина; - иконы св. Пентелеймона, св. княгини Анны Кашинской, преподобных старцев Оптинских (Соловецких чудотворцев Зосимы, Савватия и Германа) с частицами мощей;
Храм преподобного Сергия Радонежского
Храм преподобного Сергия Радонежского

Церковь преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе в Заяузье, «что в Гонной», находится на Николоямской улице, названной так по находившейся здесь и разрушенной в советское время церкви св. Николая Чудотворца в Ямах. В 1595 году Борис Годунов устроил здесь поселение ямщиков, которые занимались «гоньбой», исполняя тем самым государеву повинность. Отсюда происходят эти старинные названия местности.Сергиевская церковь появилась тут еще в начале XVII века, перестраивалась при Павле I. В 1812 году была разграблена французами (сохранилась только утварь, зарытая землю) и полностью сожжена. Нынешнее здание построено в 1818 году на средства статского советника Г. Смольянского, который отдал на нее почти все свое состояние. Колокольня появилась в 1864 году. Главный престол храма освящен во имя Живоначальной Троицы, а престол во имя преподобного Сергия освящен в приделе. Храм исстари, как и сейчас, был окрашен в голубой цвет. В храме преп. Сергия была замечательная коллекция старинных икон, и говорили, что по своему богатству он мог сравниться даже с кремлевскими соборами.В ноябре 1899 года при Сергиевской церкви была освящена особая аудитория для бесед со старообрядцами, религиозных чтений и духовных концертов — в храме пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве, для которого были изготовлены специальные ноты. В 1922 году сюда была перенесена чудотворная Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери из закрытого Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Икона пребывала в Сергиевском храме вплоть до его закрытия в 1938 году, а потом попала в Подмосковье в частные руки. Во время закрытия храма старожилы особенно запомнили одну женщину, ревностно уничтожавшую убранство храма. Топором она неистово колола старинные иконы в щепки и жгла их в костре вместе с церковными книгами. В огонь полетели и бесценные ноты для незрячих, хотя слепые, окружившие женщину, молили ее не губить их. Помещение церкви использовали под мастерские и склад. Говорили, что в центральной части храма был даже устроен душ. На куполах и крышах храма росли маленькие деревца, а все здание было в глубоких трещинах. В 1985 году храм был передан музею древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, расположенному рядом с Сергиевской церковью, в Спасо-Андрониковом монастыре на берегу Яузы. Предполагалось внутри устроить экспозицию древнерусского церковного искусства и там собирались выставлять даже фрагменты росписи храма Христа Спасителя. Но церковь успели вернуть верующим. 4 декабря 1991 года она была освящена, ныне действует.
Церковь Иоанна Воина на Якиманке
Церковь Иоанна Воина на Якиманке

Самое первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу». Иоанн Воин или как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом месте с 1550-х годов по повелению Царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году.Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения.Также, существует народная легенда, согласно которой Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника.Автором плана и ее зодчим был один из любимых архитекторов Петра I Иван Петрович Зарудный. Уже 11 (23) июня 1711 года в юго-восточном углу был освящен придел св. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива и в Храме началось богослужение. Большое освящение Храма 12 июня 1717 года совершил Патриарший Местоблюститель Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). В 1812 году при нашествии Наполеона Храм св. мученика Иоанна Воина был осквернен французами.Благодаря щедрым пожертвованиям и драгоценным вкладам, Храм постепенно восстановил свою утварь и внутренне убранство и уже к 1840 году достиг прежнего благолепия. Храм не закрывался, но в 1922 г. в нем были конфискованы церковная утварь и другие ценности. Выпало Храму и иное послушание - стать хранителем многих великих христианских святынь, перенесенных в Храм в 20-30-е годы из закрываемых московских церквей. Ныне существующий прекрасный резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена. Одним из последних изменений в Храме Иоанна Воина было в 1984 г., когда из-за расширения улицы церковная ограда, возведённая в 1746-58 годах, была передвинута на новую красную линию.
Церковь Григория Неокесарийского
Церковь  Григория Неокесарийского

Одна из самых красивых в Москве церквей, единственная освященная во имя этого святого, находится в Замоскворечье, на улице Большая Полянка. Он был основан в древней Москве по особому случаю еще в XV веке, а история строительства каменного храма, дожившего до наших дней, оказалась сопряжена с трагической судьбой его фактического создателя, священника, ставшего духовником царя Алексея Михайловича.В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный, прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освященная по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году. В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далекой-далекой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань. История строительства каменного храма, дожившего до наших дней, оказалась сопряжена с трагической судьбой его фактического создателя, священника, ставшего духовником царя Алексея Михайловича. Царь исполнил просьбу и взял строительство каменного храма под свой контроль: оно началось в 1668 году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь. Интересно, что камень для красавца-храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова. Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима. Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлевского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Видимо, эти вины были очень серьезными, так как царь сперва не смог ничего сделать для своего любимца и лишь поставил ему в караул своих верных стрельцов. Только к Рождеству 1675 года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобожден из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашен к царю на обед за один стол с патриархом. Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес. Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлевских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви. В народе ее называли «красной», - красивой. Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до 1821 года при церкви было и обычное кладбище. И в страшное для Москвы время повальной холеры, свирепствовавшей в 1830 году, этот храм вписал себя на новую страницу московской истории. В1834 г. в нем был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, которой молились во время эпидемии. Холера бушевала в Москве с сентября 1830 года и стихла в декабре. Храм св. Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. Иконы его передали в Третьяковскую галерею, а еще раньше, в 1930 году Моссовет подбирался к старинной шатровой колокольне храма, намереваясь ее снести для расширения тротуара. Чудом ее отстояли – только в самом нижнем ярусе пробили сквозной проход. К 1965 г. храм, отданный под различные учреждения, обветшал и был хорошо отреставрирован. Его поставили на государственную охрану как памятник истории и культуры, и разместили в нем наряду с «Всесоюзным производственно- художественным комбинатом им. Вучетича» тихую «контору» по официальной перекупке старинных икон, которые закупали у населения и потом с разрешения властей перепродавали за границу любителям русского «антиквариата». И только в 1990 году по письму Святейшего Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. К 1996 году он был окончательно восстановлен и отремонтирован, и в нем начались богослужения.
Церковь Григория Неокесарийского в Дербицах
Церковь Григория Неокесарийского в Дербицах

Апсида церкви Григория Неокесарийского
Апсида церкви Григория Неокесарийского

ЦерковьСимеона Столпника за Яузой
ЦерковьСимеона Столпника за Яузой

В 1600 г. на этом месте была построена первая деревянная церковь. Ее поставил Борис Годунов в память своего восшествия на престол, которое приходилось на день св. Симеона Столпника.С 1657 г. храм был каменным. В 1727 г. при храме был устроен придел св. Николая.В 1731 г. храм был перестроен.В 1763-68 гг. арх. И.М.Назаров пристроил трапезную с приделами св. Николая и Дмитрия Ростовского на средства суконного фабриканта А.И.Маленькова. В 1785 г. была поставлена ограда. В 1789 г. на средства А.И.Маленькова была построена новая колокольня в классических формах.После 1792 г. вместо обветшавшего основного храма начали возводить новое большое здание. В 1798 г. купол уже готовой церкви рухнул, повредив стены. К 1812 г. храм был завершен на средства И.Р.Баташева; освящен новый храм был в 1813 г. Храм центрического купольного типа. Небольшой крестчатый четверик, вертикаль которого подчеркнута узкими двухколонными портиками, несколько подавлен мощным куполом на высоком и широком барабане, украшенном изящными сдвоенными пилястрами.В 1847 г. по проекту Чичагова был сделан главный иконостас, а в 1851 г. - придельные иконостасы.В 1852-58 гг. была построена новая трапезная.В 1863 г. арх. Козловский перестроил колокольню, поскольку вновь приобретенный колокол был слишком тяжелым для старой колокольни.В 1926 г. храм был закрыт. Здание церкви сразу определили под учреждения.Внутри все было переоборудовано под семиэтажное конторское здание. Колокольню разобрали, оставив первый ярус с полуколоннами. В стенах и куполе пробили дополнительные окна. Здание занимал Московский институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома. В 1965 г. здание занял Городской учебный комбинат управления кадров и учебных заведений Мосгорисполкома.Богослужения в храме возобновлены в 1995 г. При храме действуют воскресная детская школа, школа церковного пения для взрослых, иконописная и реставрационная мастерские и издательство.
Церковь Троицы Живоначальной в Листах
Церковь Троицы Живоначальной в Листах

Первое письменное упоминание деревянной церкви относится к 1635 году. Название «в листах» получила из-за торгующих около церкви своими работами печатников, которые развешивали изготовленные кустарным образом лубочные картинки на ограде церкви, демонстрируя свой товар. В середине XVII века служила полковым храмом стрельцов В. Пушечникова, которые и инициировали возведение существующего здания. Точная дата начало постройки каменной церкви неизвестна, но в 1657 году рядом с деревянной церквью уже идёт строительство каменной. На строительство храма в 1657 году царь Алексей Михайлович пожаловал стрельцам 150 тысяч кирпичей за поимку Степана Разина, а также выделил образа, царские двери и серебряный потир, вывезенный из Орши. Освящение храма состоялось в 1661 году. В 1680 году стрельцы возвели трапезную и придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в честь окончания Чигиринского похода. В 1689 году Петр I жалует 700 рублей на восстановление пострадавшей при пожаре главы церкви, за подавление бунта Шакловитого. В 1774 году обветшавшую трапезную с приделом разбирают и на их месте отстраивают новые. Ограда и каменная колокольня построены в 1788 году. В 1805 году придел во имя Иоанна Домаскина, построенный в 1796 году, в 1788 году был заново освящён во имя Алексия Московского. В 1878 году заменён иконостас. Небольшой приземистый храмик выполнен в формах четырёхстолпного пятиглавого храма грозненского времени, что совершенно нетипично для времени его постройки. К древнерусской традиции отсылают, среди множества прочих деталей, многообломный профилированный карниз, арочные перспективные порталы на боковых фасадах и крупные барабаны со шлемовидными куполами Храм закрыт в 1930 году, в том же году разбирают главы храма, колокольню сносят в 1950 году. В 1979 году из здания храма выселяют находившиеся в нём организации и начинают его реставрацию. К 1983 году сделан только общий ремонт, в 1990 по проекту О. И. Журина отреставрированно почти все здание, возведены главы и установлены кресты. В 1990 году принято решение о возврате храма Русской православной церкви. Регулярные богослужения начинаются с 1991 года.
Церковь Святых Петра и Павла
Церковь Святых Петра и Павла

Приход церкви Святых Петра и Павла — один из старейших в России — был образован в 1626 году. В XVII веке община неоднократно строила деревянные молитвенные здания, которые погибали при пожарах. В 1694 году по приказу Петра I было начато строительство каменной церкви, названной при освящении в чести апостолов Петра и Павла. Однако и это здание неоднократно горело и потом вновь отстраивалось. Последний раз здание было разрушено во время Московского пожара 1812 года. В 1818 году при финансовой поддержке Фридриха Вильгельма III и Александра I было заложено новое здание на 650 мест, которое было освящено на следующий год. Церковь дважды перестраивалась (в 1860—1861 и 1903—1905 годах). В 1890-е годы при церкви был построен корпус по проекту архитектора А. Е. Вебера. После первой перестройки здание, проводившейся по проекту архитектора А. Майнхардта, приобрело неоготический вид.В 1892 году при церкви построена капелла для отпевания умерших по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. В 1903 г. на месте прежней церкви было начато строительство нового храма, освящённого 18 декабря 1905 г. как Кафедральный собор Московского Консисториального округа. Зал имел 1700 мест. Помимо собственно церкви приход владел зданиями пастората, школ для девочек и для мальчиков, часовней для отпеваний и богадельней. В 1936 году церковь была закрыта, а приход ликвидирован. В здании сперва располагался кинотеатр «Арктика», а затем студия «Диафильм». В 1957 году был разобран шпиль здания. Восстановление шпиля началось осенью 2009 года, и к февралю 2010 года он был готов. С 1991 года на территории церкви были возобновлены лютеранские богослужения. С 1993 по 1997 год они проходили в здании капеллы, а с 1998 года — в окончательно переданном общине здании собора. В 2004 г. начались работы по восстановлению собора в полном объёме, предусматривавшие разбор неоригинальных перекрытий и стен. С 2005 г. ведётся восстановление деталей исторического интерьера.
Апсида церкви Святых Петра и Павла
Апсида церкви Святых Петра и Павла

Приход церкви Святых Петра и Павла — один из старейших в России — был образован в 1626 году. В XVII веке община неоднократно строила деревянные молитвенные здания, которые погибали при пожарах. В 1694 году по приказу Петра I было начато строительство каменной церкви, названной при освящении в чести апостолов Петра и Павла. Однако и это здание неоднократно горело и потом вновь отстраивалось. Последний раз здание было разрушено во время Московского пожара 1812 года. В 1818 году при финансовой поддержке Фридриха Вильгельма III и Александра I было заложено новое здание на 650 мест, которое было освящено на следующий год. Церковь дважды перестраивалась (в 1860—1861 и 1903—1905 годах). В 1890-е годы при церкви был построен корпус по проекту архитектора А. Е. Вебера. После первой перестройки здание, проводившейся по проекту архитектора А. Майнхардта, приобрело неоготический вид.В 1892 году при церкви построена капелла для отпевания умерших по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. В 1903 г. на месте прежней церкви было начато строительство нового храма, освящённого 18 декабря 1905 г. как Кафедральный собор Московского Консисториального округа. Зал имел 1700 мест. Помимо собственно церкви приход владел зданиями пастората, школ для девочек и для мальчиков, часовней для отпеваний и богадельней. В 1936 году церковь была закрыта, а приход ликвидирован. В здании сперва располагался кинотеатр «Арктика», а затем студия «Диафильм». В 1957 году был разобран шпиль здания. Восстановление шпиля началось осенью 2009 года, и к февралю 2010 года он был готов. С 1991 года на территории церкви были возобновлены лютеранские богослужения. С 1993 по 1997 год они проходили в здании капеллы, а с 1998 года — в окончательно переданном общине здании собора. В 2004 г. начались работы по восстановлению собора в полном объёме, предусматривавшие разбор неоригинальных перекрытий и стен. С 2005 г. ведётся восстановление деталей исторического интерьера.

No comments:

Post a Comment