«… дерзкий и суровый, возвышается надо рвом, на который он опирается с видом стойким и величественным, огромный массив стен, коронованный подбитыми бойницами, сплошь увенчанный деревьями и весь покрытый плющом…»
[more=]
Так писал Гюстав Флобер о Клиссонском замке. Средневековый из средневековых, этот полуразрушенный замок во все эпохи вдохновлял романтиков и поэтов. Кстати, в наше время именно в Клиссоне проходит раз в год единственный во Франции фестиваль металл-музыки.
А за пределами стен замка, полных мрачной истории, Клиссон известен – вот неожиданность – отпечатком итальянского стиля в архитектуре и ландшафте. Арки и круглая черепица, декоративные мотивы из кирпича, оливковые деревья и пинии… Откуда здесь этот дух Тосканы?
Стоит также упомянуть, что Клиссон расположен в Долине Луары, а значит, в самом сердце виноградников, производящих Мюскаде Севр-э-Мэн (Muscadet Sèvre-et-Maine). После прогулки ценители смогут продегустировать это благородное вино, в Клиссоне или прямо у виноделов в окрестностях Клиссона.
Замечательно то, что Клиссон хорош в любую погоду. Пасмурное небо акцентирует суровую красоту замка, а солнечный день жизнерадостный итальянский оттенок.
Замок Клиссон находится в одноименном городке в 107 километрах западнее Сомюра. Он стоит на высоком гранитном плато, расположенном на левом берегу реки Севр-Нантез, в 600 метрах к востоку от городского железнодорожного вокзала.
Долина Клиссона в раннее средневековье была частью графства Эрбоже. В 851 году Клиссон, как и всё Эрбоже, а также Може и Пей де Рец, согласной Анжерскому договору между франкским королём Карлом II Лысым и бретонским королём Эриспоэ, отошли к Бретани. Жизнь в долине Клиссон постепенно сконцентрировалась вокруг построенного в XI веке замка Клиссон, бывшего резиденцией сеньёров де Клиссон, в том числе и Оливье V де Клиссон, коннетабля Франции. В Средние века основой доходов города была пограничная торговля и таможенные пограничные сборы. Во время Великой Французской революции и последовавших за ней вандейских войн Клиссон подвергся разорению.
Оливье де Клиссон и его супруга Маргарита. Витраж в церкви Нотр-Дам дю Ронсье, Жослен
Замок был построен в 13-15 веках на средства могущественной семьи Клиссон. Он являл собой замкнутую крепостную стену с множеством оборонительных башен.
Надвратный донжон был возведен в 12 веке. В настоящее время он почти полностью обрушился. Прежде его высота составляла около 24 метров. Вплоть до 17 века он состоял из цокольного и пяти верхних этажей. Полностью сохранилась лишь его юго-восточная стена, а остальные доходят только до уровня первого этажа. По соседству находится башня святого Людовика, построенная в 13 веке и названная так в честь короля Людовика IX, останавливавшегося в замке в 1230 году.
Жанна Клиссон
Жилые постройки включали в себя парадный зал, несколько жилых помещений и кухню. До нашего времени от этих зданий дошли лишь стены: на каждом этаже находилось большое окно. К кухне примыкает молельня.
К востоку от жилых построек рядом с кухонными помещениями находятся две башни прямоугольной формы. Одна из них, вероятно, относится к началу 14 века, а другая построена в 17 веке и насчитывает четыре этажа.
Южнее жилых строений и у южной части первоначальной крепостной стены расположен донжон, состоящий из двух башен. Высота главной башни, насчитывавшей пять жилых этажей, составляет 35 метров. Примыкающая к ней башенка, возможно, служила складом.
Подходы к замку с севера защищают два барбакана 13 и 15 веков. Кроме того, замок окружает несколько бастионов. В северной части крепости расположена башня-бастион конца 16 века, где располагались пушки для обстрела противоположного берега. В западной части находятся две круглых башни 15 века с толщиной стен порядка 6 метров.
В 18 веке в обеих разместились тюрьмы: в юго-западной башне – женская, а в северо-западной – мужская. В южной части крепости расположена полуовальная гранитная башня с амбразурами, сооружение которой относится к середине 16 века
В начале XV века замок был захвачен герцогом Бретани Франциском. При нем замок превратился в настоящую грозную крепость. Была достроена еще одна крепостная стена. Замок Клиссон был важным стратегическим пунктом на границе Бретани, он обеспечивал защиту от герцогств Анжу и Пуату.
А теперь хочу познакомить вас с историей великолепной Жанны Клиссон,прославившей себя на всю страну...
Однажды июльским утром 1343 года великолепная группа богато одетых и прекрасно вооруженных всадников проехала по подъемному мосту Клиссона, сопровождаемая громким звуком труб и радостными возгласами.
Владелец замка Оливье III, внук Оливье I, который построил этот замок на слиянии рек Муан и Севр-Нантез, отправился в Париж на пышные празднества. Король Филипп VI давал пиры в честь свадьбы своего второго сына Филиппа Орлеанского. Туда он пригласил всю знать королевства и Бретани, с которой он совсем еще недавно был далеко не в лучших отношениях. Вельможи совершенно не блистали манерами. Но имело место перемирие, поэтому король смилостивился.
Olivier de Clisson
То было время нескончаемой войны за бретонское наследство, которая поставила на разные стороны баррикад Жана де Монфора, сына скончавшегося герцога, и Шарля де Блуа, его зятя. На данный момент Франция одерживала победу, потому что старший сын Филиппа VI Иоанн Нормандский (будущий Иоанн Добрый) держал Монфора в нантской темнице.
С высоты дозорного пути за удаляющейся группой всадников наблюдала женщина двадцати пяти лет, с каштановыми волосами, чрезвычайно красивая. Казалось, сердце вот-вот выскочит из ее груди. Рядом с ней стояли двое маленьких сыновей: семилетний Оливье и трехлетний Жан. Это была хозяйка Клиссона, Жанна де Бельвилль, которую, несмотря на все ее молитвы, не оставлял страх.
Жанне де Бельвиль от рождения была уготована жизнь обычной знатной дамы XIV века: безмятежное детство, пышная помолвка с избранным родителями женихом, замужество, рождение детей, размеренная жизнь провинциальной аристократки. Но Жанну ожидала иная участь, которая вполне могла бы украсить любой приключенческий роман.
Жанна-Луиза де Бельвиль Дама де Монтегю появилась на свет примерно в 1300 году (точная дата неизвестна) в аристократической семье. Она была дочерью Мориса IV де Бельвиль – Монтегю и Летисии де Пасеней. В возрасте 12 лет ее выдали замуж за 19-ти летнего Жоффрея де Шатобриана. Союз оказался удачным, и Жанна продолжительное время наслаждалась семейным счастьем и спокойной жизнью в провинции. Но в 1326 году Жоффрей де Шатобриан умер, оставив Жанну вдовой с двумя детьми и множеством проблем.
Не в правилах Жанны было сдаваться, и вскоре она нашла надежного защитника для земель и имущества своей семьи. В 1330 году она заключила брак с Оливье IV де Клиссоном. Казалось, что счастье во второй раз улыбнулось очаровательной вдове. Оливье де Клиссон был богатым и могущественным дворянином, ему принадлежали: укрепленный замок Клиссон в Бретани, дом в Нанте, обширные земельные угодья.
Но кроме имущественных и стратегических выгод Жанна получила, пожалуй, главное сокровище — любящего супруга. Брак, заключенный по расчету, перерос в счастливый союз любящих людей. Вскоре на свет появились общие дети: Морис, Гильом, Оливье-младший, Изабо и Жан. Однако счастливая семейная жизнь Жанны и Оливье длилась недолго.
В 1337 году началась долгая и кровопролитная война между Англией и Францией, которую назовут Столетней. Помимо этого внутри самой Франции разгорелись распри. В 1341 году после смерти герцога Жана III Бретонского, не оставившего прямых наследников на землях Бретани вспыхнули волнения, получившие название «Войны за бретонское наследство». Право наследования оспаривали друг у друга две высокородные дамы: Жанна де Пентьевр и Жанна Фландрская и, в конце концов, они подтолкнули своих мужей, Жана де Монфора и Карла де Блуа заявить свои права на герцогство.
Жан де Монфор принес вассальную присягу Эдуарду III Английскому, объявившему себя королем Франции. А Карл де Блуа поклялся в верности своему дяде, Филиппу VI. Тогда многие дворяне французской провинции Бретань, в том числе и род де Клиссонов, выступали за независимость от французской короны. Англия, естественно, поддерживала сепаратистов. Вскоре Оливье де Клиссон стал одним из предводителей мятежных аристократов, преданно отстаивая интересы де Монфоров в военных и дипломатических баталиях.
В 1343 году удача, казалось, оставила де Монфоров и их соратников. Французская сторона одержала верх, так как старший сын Филиппа VI Жан де Норманди — будущий Иоанн Добрый захватил Монфора в плен и превратил его в узника в Нанте.
Июльским утром 1343 года великолепная вереница богато одетых и прекрасно вооруженных рыцарей преодолела подъемный мост Клиссона под звуки труб и пламенные речи. Оливье де Клиссон отправляется в Париж на празднества, организованные королем Филиппом VI по случаю бракосочетания своего второго сына Филиппа Орлеанского, на которое он пригласил всю знать королевства, а также благородные семейства Бретани, с которой еще совсем недавно находился не в самых лучших отношениях
Наступило время перемирия. По прибытии в Париж все бретонские рыцари были арестованы и брошены в Шатле под предлогом того, что они якобы вступили в сговор с королем Англии. 2 августа 1343 года на главном рынке Парижа Оливье де Клиссон был казнен. И в то время, как его тело еще «украшало» виселицу Монфокона, голова была направлена в Нант, где была выставлена на всеобщее обозрение.
Казнь Оливье IV де Клиссона Средневековая миниатюра
Именно здесь Жанна увидела эту голову — все, что осталось от горячо ею любимого супруга. Стоя у крепостной стены, жена Клиссона долго смотрела на останки с отчаянием, постепенно переходящим в ненависть. По преданию, она показала сыновьям эту ужасающую реликвию со словами: «Смотрите и никогда не забывайте! Вот что король Франции сделал с вашим отцом!» Перед отсеченной головой отца и мужа все трое поклялись мстить предателям-французам
Вокруг Жанны де Клиссон вскоре собралось много приверженцев. Старинные хроники повествуют о том, что их было четыреста, примкнувших к вассалам, желающим продолжить борьбу. С ними Жанна идет к Бресту. Из-за предательства замок был взят штурмом, и все, кто там находился, перебиты. Когда в разгромленном замке уже не было ни одной живой души, Жанна уезжает с завоеванной добычей, и в течение нескольких недель преследует сторонников партии короля Франции.
Сначала Жанна во главе отряда верных слуг и соратников успешно нападала на замки своих врагов. Но королевские войска шли за ней по пятам, и тогда бретонская мстительница перенесла борьбу на море.
По одной версии, она продала все свои драгоценности и на вырученные деньги снарядила три корабля. По другим сведениям, корабли ей предоставила Англия. Во всяком случае, точно известно, что у Жанны было каперское свидетельство английского короля Эдуарда III – разрешение нападать на корабли Франции и ее союзников. Так началась война ненависти на море, личная война Жанны де Клиссон.
На французском побережье Жанну де Клиссон прозвали Клиссонской Львицей. Во всех сражениях сыновья следовали за матерью. «Флот возмездия в Ла-Манше», как назвала Жанна свою эскадру, несколько лет подряд наносил Франции ощутимый урон.
Пираты безжалостно отправляли на дно все встреченные французские корабли, опустошая прибрежные районы.
Говорили, что всякий, кто собирался пересечь Ла-Манш на корабле под французским флагом, всегда писал завещание, перед тем как выйти в море.По свидетельствам современников, Жанна превосходно владела мечом и лично участвовала в битвах. Рассказывали, что мстительница лично обезглавливала французских захваченных аристократов, а их тела сбрасывала в море.
Известно, что, без тени сострадания расправляясь с командами вражеских кораблей, Жанна всегда оставляла в живых пару-тройку человек, чтобы, добравшись до короля, те рассказали, что Бретонская Львица нанесла очередной удар.
Кстати, действовали дворянские мстители не только на море, зачастую высаживаясь десантом на берег и нападая на замки и поместья тех, кого Жанна считала виновными в смерти мужа. Захваченных она подвергала мучительной смерти, а их владения сжигала.
Неудивительно поэтому, что вскоре Филипп VI отдал приказ — «поймать ведьму живой или мертвой!». Король послал на борьбу с Жанной несколько лучших своих кораблей, но «флот возмездия» разбил и потопил их. Французский флот начал охоту за кораблями Жанны. Несколько раз ей чудом удавалось уйти от преследования.
Неудивительно поэтому, что вскоре Филипп VI отдал приказ — «поймать ведьму живой или мертвой!». Король послал на борьбу с Жанной несколько лучших своих кораблей, но «флот возмездия» разбил и потопил их. Французский флот начал охоту за кораблями Жанны. Несколько раз ей чудом удавалось уйти от преследования.
Но в один несчастливый день 1350 или 1351 года чудеса закончились. Корабли мстительной бретонки были захвачены один за другим, а ее флагманское судно окружено. Видя, что силы неравны, Жанна поступила, мягко говоря, довольно подло — с несколькими матросами она спустила на воду баркас и вместе с сыновьями и десятком гребцов покинула поле боя, бросив бывших товарищей на произвол судьбы. Но судьба жестоко отплатила Жанне за предательство.
Шесть дней матросы пытались догрести до берегов Англии, но течением их сносило в другую сторону. Совершив побег второпях, они не взяли пищи и воды. На шестой день умер младший сын Жанны (его могилой стало море), затем несколько матросов. Не имея никаких навигационных приборов, беглецы более десяти дней пытались доплыть до берега.
Но в конце концов оставшиеся в живых увидели землю. Это была Франция. Высадившись на берег, беглецы добрались до владений друга казненного мужа Жанны - Жана де Монфора. Здесь они были в безопасности, так как власти были уверены, что с Клиссонской Львицей было покончено, и не искали ее.
С этого времени закончился пиратский этап жизни в биографии Жанны де Клиссон. После тех страшных дней в открытом море, после гибели сына, огонь мести в ее душе выгорел, оставив лишь пепел. В Англии Жанну встретили как настоящую героиню. Ее очень тепло принимают при дворе короля Эдуарда III и окружают уважением и почетом. Жанна де Клиссон вернулась к мирной жизни. Через несколько лет она вышла замуж за сэра Уолтера Бентли, лейтенанта короля Эдуарда III.
Но трудности жизни и потери близких людей подточили силы этой незаурядной женщины. В 1359 году Жанна де Бельвиль, гордая Клиссонская Львица скончалась.
Переходя в качестве наследства из рук в руки, замок пережил несколько бурных веков, встретив конец в XVIII веке. В 1793 году пробил его час. После сражения при Торфу войска генерала Клебера открыли по нему огонь, и Клиссон превратился в величественные и романтичные руины. Руины, которыми в XIX веке занялся лионский скульптор Лемо. С помощью сенатора Како он спас от полного исчезновения великолепные развалины, и сейчас о них заботится департамент Атлантическая Луара.
В 18 веке замок был покинут своими владельцами. В период вандейского восстания замок подожгли республиканские войска. В дальнейшем его долго восстанавливали в течение 19 века, когда он превратился в неисчерпаемый источник вдохновения для художников и скульпторов романтического направления в искусстве. В частности, воспоминания о своем кратком пребывании в Клиссоне оставил писатель Гюстав Флобер
Часы работы
9.00–12.00 и 14.00–18.00 (закрыт по средам)
http://www.mairie-clisson.com/
No comments:
Post a Comment