Villa Ephrussi de Rothschild
Вилла Эфрусси-де-Ротшильд – яркая жемчужина французского Лазурного берега. Край этот всегда был излюбленным местом для состоятельной публики. Здесь жили или приезжали на отдых аристократы, богатая буржуазия, влиятельные особы королевских кровей. Многие из них обзавелись собственными особняками, украшающими побережье.
Одной из таких состоятельных особ была госпожа Эфрусси, урожденная Шарлотта Беатриса де Ротшильд (1864 – 1934 гг.).
Беатриса Эфрусси де Ротшильд.
Беатриса Эфрусси де Ротшильд (фр. Béatrice Ephrussi de Rothschild; 14 сентября 1864, Париж — 7 апреля 1934, Давос) — баронесса из династии Ротшильдов, коллекционер предметов изобразительного искусства.
Беатриса Ротшильд родилась в 1864 году в Париже в семье Альфонса Ротшильда. В 1883 году Беатриса вышла замуж за банкира и нефтяного магната Мориса Эфрусси (1849—1916) из знаменитого одесского купеческого семейства Эфрусси, бывшего другом её родителей.
В 1905 году Беатриса, после смерти своего отца, приобретает 7 гектаров земли на мысе Сен-Жан-Кап-Ферра и приступает к постройке виллы своей мечты. Строительство продолжалось 7 лет, за время строительства Беатриса сменила около 20 архитекторов. В 1912 году вилла Эфрусси-де-Ротшильд, названная Беатрисой Иль-де-Франс (фр. Ile de France — «французский остров») приняла первых гостей. Беатриса, известная своей любовью к коллекционированию, украсила виллу предметами искусства XV—XVIII веков.
После смерти Беатрисы в 1934 году вилла и все собранные ею предметы искусства, находившиеся в её различных французских именьях, были переданы по завещанию владелицы Французской Академии Изящных Искусств.
Высокое происхождение (её отец был влиятельным французским банкирам, а мать принадлежала к английской ветви богатейших Ротшильдов) и неплохое образование делали её видной персоной европейского бомонда начала ХХ века. Её роскошные платья, достоинства которых описывали даже газетчики, производили на светских раутах настоящий фурор. При это в сферу её интересов входили такие не женские увлечения как бокс, автогонки и скачки. На пике своей славы она вышла замуж за предпринимателя Мориса Эфрусси, еврея из Одессы, занимавшегося торговлей зерном. Брак оказался неудачным. Немного помучившись друг с другом, супруги тихо разошлись.
На фоне непростой личной жизни госпожа Эфруси впала в депрессию, избавление от которой она искала в путешествиях, светских встречах и строительстве. После смерти в 1905 г. отца, который оставил дочери огромное наследство, Беатриса получила возможность реализовывать свои самые смелые и подчас наивные эксперименты.
Одним из таковых стала Вилла «Иль-де-Франс» — особняк на мысе Сен-Жан-Кап-Ферра, что неподалеку от Ниццы. Проект Виллы был разработан Марселем Обертеном, хотя общий замысел принадлежал лично госпожи Эфрусси. Строительство длилось 7 лет и было закончено в 1912 г.
Получившейся архитектурный комплекс из, собственно, здания виллы и окружающего её сада представляет собой смешение элементом разных архитектурных стилей. Так, в конструкции патио можно увидеть мотивы севильских и флорентийских дворцов, в то время как жилые помещения имеют явную отсылку к Версалю или Лувру. Нет единого облика и сада – он состоит из нескольких площадок разных стилей – от японского до испанского. При этом все элементы виллы, похожей скорее на дворец, отличаются показной, если не вычурной роскошью. Это относится не только к архитектуре, но и к предметам декора и интерьера. Беатриса была страстным коллекционерам предметов старины и произведений искусства и старательно обставляла ими свою резиденцию. Результат её стараний более всего напоминает уже упомянутый выше Версаль.
Давайте пройдемся по роскошной Вилле Эфрусси-де-Ротшильд и повосторгаемся её богатым интерьером.
Патио
Патио виллы выполнено в испанском или итальянском стиле. Оно напоминает внутренние дворики севильской Гранады. Под видом ряда колонн скрываются стальные опоры, поддерживающие конструкцию виллы.
Большой салон
Из большого салона открывает прекрасный вид на Средиземное море — бухту де Фурми и Болье-сюр-Мер. Один из пяти ковров комнаты имеет на себе вензеля Людовика XV. Два столика для игр, один из которых принадлежал ранее Марии-Антуанетте – дань еще одному увлечению госпожи Эфрусси. Потолок украшает роспись «Колесница Амура, запряженная голубями» за авторством мастера Тьеполо.
Малый салон
Эта комната использовалась, в основном, в качестве курительной. Два алькова с софами обиты гобеленами, иллюстрирующими приключения Дон Кихота. Они представлены в виде картин, украшенных рамками «тромплей». Деревянная обшивка стен украшена позолоченными панно. Каминный экран украшен инициалами Марии-Антуанетты и обрамлен массивными резными гирляндами в неоклассическом стиле.
Будуар
Личные апартаменты Беатрисы выполенны в духе XVIII века. Деревянная обшивка комнаты расписана в так называемом «помпейском» стиле и украшена орнаментом в виде арабесок с птицами. Образцом искусной работы является восьмиугольный столик с композициями на тему птиц и бабочек, закрепленных на слое воска.
Спальня
Центральное место спальни логично занимает венецианская кровать из резного дерева XVIII века, с балдахином, застеленная китайским расшитым шелком.
Гостевые спальни
Спальни для гостей расположены на втором этаже виллы. Их декор так же выполнен в духе XVIII века.
Коллекция фарфора Виллы Эфрусси-де-Ротшильд
Беатриса Ротшильд владела впечатляющей коллекцией фарфора из Франции и Германии. Французские произведения представляют Севрскую и Венсенскую мануфактуры. Особую ценность представляют т.н. «вазы возрастов» зеленого цвета с позолотой, изготовленный в Севре в 1780-х. Германию представляет Мейсенский фарфор, славящийся своими искусно выполненными фигурами. В коллекции Эфрусси хранятся шедевры, сделанные по моделям мастера Иоганна Иоахима Кендлера — фигуры двух шутов в австрийских костюмах 1746 г.
Сад Виллы Эфрусси-де-Ротшильд
Участок земли, на котором строилась вилла, изначально представлял собой практически голую скалу, на которой росли лишь несколько сосен и кустарников. Теплый климат Средиземноморья не спасал местную флору от сильных ветров, особенно мистраля. Это обстоятельство не остановили Беатрису Эфрусси, которой во что бы то не стало хотелось увидеть под окнами виллы цветы и экзотические деревья. Она наняла лучших садовников и архитекторов своего времени для того, чтобы оживить пустынный пейзаж. Результатом стал прекрасный сад с небольшой беседкой в глубине, выполненной в виде античного храма Амура.
Сад, который посетители видят сейчас, значительно отличается от того, что видели современники госпожи Ротшильд. В 1934 г. он был практически полностью переделан садовником Луи Маршаном. До того единое пространство сада было разделено на тематические площадки, отличающиеся по набору растений и планировке. Так, появился французский сад, испанский сад, флорентийский сад, японский сад, сад камней и розарий. Впрочем, несмотря на разность стилей, сад все равно выглядит в качестве цельной композиции.
No comments:
Post a Comment