Бургосский Собор - шедевр испанской готики |
Кафедральный собор в городе Бургос — собор Богоматери в городе Бургос, провинция Бургос, Испания. Кафедральный собор архиепархии Бургоса.Собор является наиболее ярким памятником испанской готики. Его гигантская аркада стала атрибутом храмов испаноязычного мира (особенно в Южной Америке). Строительство собора началось 20 июля 1221 г. указом короля Кастилии Фердинанда III на месте бывшей романского собора.Кафедральный собор Бургоса расположен в центре Старого города, в 50 м к югу от ворот Арко-де-Санта-Мария и моста через реку Арлансон. Главный фасад храма выходит на площадь plaza de Santa María. |
Бургос полон массой достопримечательностей. В центре города, как и почти во всех испанских городах, стоит собор Санта-Мария, возведенный в готическом стиле примерно в XI-XIII веках. Собор известен коронациями кастильских королей. Под его сводами захоронен испанский национальный герой Родриго Диас де Бивар со своей женой Хименой. В наше время Бургоский собор удостоился звания всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Перед собором стоит памятник паломнику в рубище. Памятник посвящен всем странствующим путешественникам по святым местам. Перед собором есть два красивых средневековых фонтана.
Святой Фернандо III Кастильский ( 5 августа 1199, Самора — 30 мая 1252, Севилья, Испания) — король Кастилии, Толедо и Эстремадуры с 1217 года, король Леона и Галисии с 1230 года, старший сын Альфонсо IX от второго брака с Беренгарией Кастильской. Фернандо окончательно объединил в своих руках Кастилию, Леон и Галисию, образовав единое королевство Кастилия и Леон. Во время своего правления Фернандо активно проводил реконкисту, завоевав практически все мусульманские государства на юге Пиренейского полуострова, присоединив их к своим владениям. В 1671 году Фернандо был канонизирован. |
Строительство собора началось 20 июля 1221 года указом короля Кастилии Фердинанда III на месте бывшего романского собора. Алтарь был освящён в 1260 году, после чего на протяжении 200 лет строительные работы не проводились. Завершение собора относят к 1567 году, когда был закончен шпиль над основным перекрытием.
Главный фасад собора, большая часть которого построена в XIII веке, ориентирован на запад и посвящён Богоматери. Самый древний фасад — южный (1230-е годы), в скульптурной форме на нём изображён Христос в окружении апостолов и ангелов. Восточные апсиды были построены во времена ренессанса (в XV—XVI веках). В одной из них расположена Капелла коннетаблей, где захоронены коннетабль Веласко и его потомки.
В 1919 году в соборе был захоронен испанский национальный герой Сид Кампеадор и его жена Донья Химена. Здесь же с 2007 года находится Тисона — меч, предположительно принадлежавший Сиду. В 1984 году собор был объявлен ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.
Архитектура.Экстерьер
Ф А С А Д Ы
В плане собор имеет форму латинского креста размером 84 м в длину и 59 м в ширину. Собор разделен на три нефа: широкий и высокий центральный и два менее крупных боковых. Основной корпус храма пересекает трансепт той же высоты, что центральный неф. Собор перекрыт системой крестовых сводов. Вдоль второго яруса центрального нефа, непосредственно под витражами верхнего ряда окон, тянется элегантная галерея трифория, каждая арка которого обрамлена скульптурами в виде человеческих головок. Также в соборе можно увидеть три витражных окна-розы.
Самыми ранними постройками стали апсида с деамбулаторием и пресвитерий, затем появилось средокрестие и нефы.
Ок. 1240 года руководство работами принял французский мастер Энрике , работавший впоследствии на строительстве Леонского собора. Несомненным стилистическим образцом, вдохновлявшим мастера, стал собор в Реймсе. Освящение нового храма Бургоса состоялось в 1260 году.
В 13-14 вв. собор дополнился боковыми капеллами и клуатром. В этот период французских мастеров сменили испанские зодчие и каменотёсы.
В 15 веке в соборе работали выходцы из Германии — представители династии де Колонья, благодаря которым в Кастилию пришел стиль пламенеющей готики.
В главном нефе, на высоте третьего яруса, находятся часы с забавной фигуркой, которая приходит в движение каждый час. Этот кукольный персонаж известен под именем Папамоскас (Papamoscas).
Северный фасад
Южный фасад
П О Р Т А Л Ы
Северный портал
Портал северного трансепта именуется Вратами апостолов или Пуэрта-де-ла-Коронерия (Puerta de los Apóstoles, Puerta de la Coronería). Он интересен статуями 12 апостолов и двухъярусным тимпаном 13 века, который посвящен теме Страшного суда.
Южный портал
Южный портал трансепта известен как Священные врата (Puerta Sacramental) и является одним из лучших образцов готической скульптуры 13 века в Испании. Декор портала основан на популярном романском мотиве «Христос во славе», однако выполнен в новой готической стилистике. Наиболее примечательным элементом портала является тимпан, приписываемый мастеру из Амьена. Также южный фасад украшает окно-роза и галерея со статуями Христа и ангелов.
Основатель династии, Хуан де Колонья (Ганс из Кёльна), создал для собора в Бургосе два ажурных шпиля. Его сын Симон построил великолепную капеллу Коннетабля. Кроме того, он помогал испанцу Хуану де Вальехо в сооружении башни над средокрестием (1568).
Последние существенные перестройки в соборе относятся к 18 веку, когда были созданы сакристия, капелла святой Фёклы и капелла Реликвий. В этот же период были частично перестроены порталы главного фасада. Единственными значимыми изменениями 19-20 вв. стали реконструкция капеллы Сантиссимо-Кристо и реставрация клуатра.
Западный фасад
Главный портал западного фасада собора (13 век) назван в честь Богоматери и состоит из трех стрельчатых арок. Иконография их скульптурного декора связана с прославлением Девы Марии. Второй ярус фасада украшен окном-розой, а третий образован изящной галереей со статуями кастильских королей. Выше находится балюстрада со статуей Богоматери с Младенцем и надписью Pulchra es et decora («Как ты прекрасна, как привлекательна»). По бокам возносятся две башни с ажурными шпилями.
Западныйпортал
Б А Ш Н И И Ш П И Л И
И Н Т Е Р Ь Е Р Ы
Интерьер собора грандиозен; многие помещения строились во времена ренессанса и барокко, в XIV-XVII вв., поэтому здесь множество позолоты, пышной каменной резьбы, алтарей, скульпутр и прочих сокровищ.
Лестница Дорада
Главный алтарь собора выполнен в стиле маньеризма братьями Родриго и Мартином де ла Айя (2-я половина 16 века). В его центральной нише находится готический образ титульной святой собора — Санта-Мария-ла-Майор (1464).
Нефы.
Купола
В капелле святой Фёклы, первой со стороны северного бокового нефа, интересен главный алтарь в стиле чурригеско и богато украшенный полихромной лепниной купол.
Над средокрестием возвышается замечательный купол в форме звезды, под которым находится гробница Эль Сида и его супруги. В северном рукаве трансепта можно увидеть Золотую лестницу работы Диего де Силоэ (1522), созданную в духе итальянского ренессанса.
Ризница
Деамбулаторий украшен каменными барельефами Филиппа Бигарни и других мастеров. В центральной части деамбулатория — вход в капеллу Коннетабля, являющуюся подлинным шедевром поздней готики. Здесь покоится Верховный Коннетабль Кастилии и его супруга. Также заслуживают внимания изящный звездчатый свод, три ретабло работы Хиля и Диего де Силоэ и Филиппа Бигарни и картины кисти Хуана Риччи, Джампетрино и других художников
Хор
В средней части главного нефа, перед средокрестием, располагается хор, наиболее примечательным элементом которого являются резные деревянные сидения, выполненные Филиппом Бигарни в стиле платереско (нач. 16 века). Здесь же находятся два органа и захоронение епископа Маурисио. Фронтальная перегородка хора относится к началу 17 века и создана в виде мраморного ретабло, украшенного ценными картинами и скульптурами.
Часовня Св..Анны
Часовня Святой Каталины
Часовня Контестабль
Часовня Христа
Часовня Св.Энрике
Часовня Св.Грегорио
Алтарь часовни Св.Иеронима
Алтарь Часовни Св.Иоанна Баптиста и Св.Джеймса
Реликвии
Алтарь Часовни Св.Жуана
Алтарь центральной часовни
Часовня Св.Текли
В 1919 году в соборе был захоронен испанский национальный герой Сид Кампеадор и его жена Донья Химена.
Готический двухэтажный клуатр 13 века отличается гармоничной архитектурой и обилием скульптурного декора. Здесь размещены статуи епископов и королей и величественный фигурный портал. В одной из капелл клуатра располагается сокровищница и музей религиозного искусства, главной ценностью которого является ренессансная скульптура «Христос у колонны» работы Диего де Силоэ.
Бургосский собор входит в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Это действующий храм, в котором зоны для верующих отделены от помещений, открытых для осмотра туристами.
Andrés Ordax, Salvador. Guía de Burgos. Ediciones Lancia. León, 1991. ISBN 84-86205-50-6
de Rivero, Enrique. Rincones singulares de Burgos, tomo XI. Ciudad de Burgos. Caja de Burgos, 2007.
Ibáñez Pérez, Alberto C.; PAYO HERNANZ, René Jesús: Del Gótico al Renacimiento. Artistas burgaleses entre 1450 y 1600. Burgos: Cajacírculo, 2008.
Mansilla Reoyo, Demetrio "Catálogo documental del archivo Catedral de Burgos (804-1416)", Madrid, 1971, Instituto "Enrique Florez" del CSIC (Consejo Superior de Investigaciones Científicas
de Rivero, Enrique. Rincones singulares de Burgos, tomo XI. Ciudad de Burgos. Caja de Burgos, 2007.
Ibáñez Pérez, Alberto C.; PAYO HERNANZ, René Jesús: Del Gótico al Renacimiento. Artistas burgaleses entre 1450 y 1600. Burgos: Cajacírculo, 2008.
Mansilla Reoyo, Demetrio "Catálogo documental del archivo Catedral de Burgos (804-1416)", Madrid, 1971, Instituto "Enrique Florez" del CSIC (Consejo Superior de Investigaciones Científicas
No comments:
Post a Comment