Монастырь Святого Герасима Иорданского в Иудейской пустыне |
Одним из самых древних монастырей в Иудейской пустыне является основанный в 455 г. монастырь Святого Герасима Иорданского. Расположен монастырь в нескольких километрах от реки Иордан и от древнейшего города Иерихон. Тенистый двор уникальной монастырской постройки, особая архитектура древних стен монастыря, прекрасные монастырские угодья в виде тропического монастырского сада, утопающих в тени олеандров, финиковых пальм и других деревьев делают это место подлинной жемчужиной и духовным оазисом посреди безводной пустыни Иорданской долины.
В восточной низине монастыря на песчаных обрывистых холмах сохранились пещеры, в которых, по преданию, жили преподобная Мария Египетская и святая Фотиния.
Современные здания монастыря были построены в конце XIX века при содействии Русской Духовной Миссии на древних фундаментах монастыря византийского периода (VI век) и на руинах церкви XII века монастыря Каламон.
В исторических источниках географическое местонахождение современного монастыря преп. Герасима Иорданского часто соотносят с местонахождением древней лавры Каламон (в переводе с греческого (греч. καλάμια тростник). Известно, что на берегах священной реки Иордан обильно растут тростник и камыш. «Почти в трех верстах от «живой воды» еще недавно стояли развалины так называемого «Кузр-Хогла», т.е. дом или башня «Хогла», одного из древних монастырей, в котором когда-то спасались бежавшие от мирской суеты". (Джон Гейкли, 19в.). Внешне монастырь св. Герасима похож на крепость-замок, укрепленный контрфорсами. К монастырским зданиям примыкает просторный двор, в котором спокойно и уютно среди растительности. С дороги монастырь выглядит как оазис среди пустыни.
Жители Иерихона и его окрестностей называют обитель Дер-Хаджла, что означает в переводе с арабского – монастырь куропатки, по-видимому в связи с обитанием этих птиц в окрестностях монастыря. Изображение куропаток имеет место в мозаичных полах верхнего и нижнего храмов современной обители, а также в скульптурных изображениях во дворе монастыря. Немного севернее обители, находится источник Эйн-Хаджла (источник куропатки в пер. с арабского языка). Упоминание куропатки находим и в Библии. В Ветхом Завете, в 15 главе книги Иисуса Навина упоминается селение Беф-Хогла (Бейт Хагла, в переводе с иврита - дом куропатки), это упоминание (примерно 1406 г. до н.э.) в Библии является самым древним краеведческим упоминанием этого места:
«Пределом же к востоку море Соленое, до устья Иордана; а предел с северной стороны начинается от залива моря, от устья Иордана; отсюда предел восходит к Беф-Хогле и проходит с северной стороны к Беф-Араве, и идет предел вверх до камня Богана, сына Рувимова…»
Также в 18 главе книги Иисуса Навина подчеркивается, что Беф-Хогла после разделения на колена Земли Обетованной отошло к колену Вениамина:
«Вот удел сынов Вениаминовых, с пределами его со всех сторон, по племенам их. Города колену сынов Вениаминовых, по племенам их, принадлежали сии: Иерихон, Беф-Хогла и Емек-Кециц, Беф-Арава, Цемараим и Вефиль».
Также в 18 главе книги Иисуса Навина подчеркивается, что Беф-Хогла после разделения на колена Земли Обетованной отошло к колену Вениамина:
«Вот удел сынов Вениаминовых, с пределами его со всех сторон, по племенам их. Города колену сынов Вениаминовых, по племенам их, принадлежали сии: Иерихон, Беф-Хогла и Емек-Кециц, Беф-Арава, Цемараим и Вефиль».
Монастырь святого Герасима, как его там называют, помимо всего, славится еще своими мастерскими по изготовлению мозаик. В результате землетрясения в 2003 году, пострадали древние монастырские полы, после чего усилиями настоятеля в обители была создана мозаичная мастерская и в храмах были выложены новые мозаики в древнем византийском стиле.
Духовный оазис в пустыне - так называют монастырь Герасима Иорданского. Отзывы туристов о монастыре: "Красиво, удобно отдыхать, интересная история, большой выбор сувениров, уютная обстановка, одухотворенная атмосфера, ремесла, романтический дворик".
Чаще всего преподобного Герасима Иорданского изображают на иконах со львом. Святой подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой и сам умер на могиле и был зарыт близ гроба святого.
В монастыре очень красивый внутренний двор, окруженный арками и колоннами с четырёх сторон и устроенный по восточным обычаям. Дворик очень живописный, украшенный разноцветными флажками, вьющимися растениями, многочисленными клетками с птицами, с колодцем посредине. Гостеприимные монахи угощают здесь паломников кофе, разнообразными напитками и нехитрой вкусной снедью. Здесь все рассчитано на людей, которые проделали долгий путь, и хотят отдохнуть.
Туристов и паломников из России встречают обычно торжественным и радостным колокольным звоном из особого уважения.
Монастырь, построенный в V веке, несколько раз подвергался разрушению и запустению, но вновь возрождался. В византийский период (455-637 гг.) монастырь процветал благодаря посещениям паломников со всего православного мира. В 614 году как и все другие христианские обители монастырь подвергается нападению персов-зороастрийцев во главе с шахом Хозроем. Многие монахи были перебиты, став мучениками (в верхнем храме обители сохранились их святые мощи). В 637 году в Святую Землю вторглись мусульмане, и начался упадок монастыря, тем не менее, через некоторое время монахам удалось восстановить здесь монашескую жизнь. С 1143 до 1180 года, в период завоевания Святой Земли крестоносцами, силами Иерусалимской православной греческой патриархии в период византийского императора Мануила I Комнина и при патриархе Иерусалимском Иоанне IX, были восстановлены крепостные стены и другие сооружения монастыря, при частичном сохранении руин византийского периода. Монастырь несколько раз разрушался в результате землетрясений, поскольку находится в активной сейсмической зоне Сиро-африканского разлома, протянувшегося по всей Иорданской долине. В XIX веке монастырь получил значительную помощь от православных верующих людей Императорской России и русских православных паломников. В XX веке, в результате арабо-израильского конфликта, в период с 1948 по 1967 годы монастырь оказался в полном запустении, т.к. оказался на территории Иордании и не посещался паломниками.
Новый импульс возрождения монашеской жизни, монастырь получает в 1976, когда сюда приходит служить тогда еще молодым диаконом из лавры преп. Саввы Освященного будущий настоятель монастыря, уроженец полуострова Пелопонесса в южной Греции, архимандрит Хризостом (Тавулареас), который подвизается в Святой Земле уже более 40 лет.
Монастырь на тот период находился в состоянии разрухи, дорога к монастырю отсутствовала совсем, в обители не было воды, электричества, а температура летом достигает порядка 50 градусов по Цельсию. Первые 12 лет пришлось использовать дождевую воду из цистерны центрального двора, пока не были подведены электричество и вода. Воды все равно не хватало и арх. Хризостом с рабочими арабами, вручную прокопал на территории монастыря свою скважину воды глубиной 25 метров, которая оказалась чистой и сладкой. В то время как обычно в этих местах вода из за близости к Мертвому морю бывает солоноватой и непригодной для питья. Обитель выглядит маленьким прямоугольным замком с внутренним двором. Причина такого строительства ясна: в пустыне, вблизи важных дорог – одной, проходящей вдоль Иорданской долины, и другой, ведущей из Иерусалима в Заиорданье – приходилось опасаться разбойников.
Монастырь на тот период находился в состоянии разрухи, дорога к монастырю отсутствовала совсем, в обители не было воды, электричества, а температура летом достигает порядка 50 градусов по Цельсию. Первые 12 лет пришлось использовать дождевую воду из цистерны центрального двора, пока не были подведены электричество и вода. Воды все равно не хватало и арх. Хризостом с рабочими арабами, вручную прокопал на территории монастыря свою скважину воды глубиной 25 метров, которая оказалась чистой и сладкой. В то время как обычно в этих местах вода из за близости к Мертвому морю бывает солоноватой и непригодной для питья. Обитель выглядит маленьким прямоугольным замком с внутренним двором. Причина такого строительства ясна: в пустыне, вблизи важных дорог – одной, проходящей вдоль Иорданской долины, и другой, ведущей из Иерусалима в Заиорданье – приходилось опасаться разбойников.
Внутренний дворик монастыря выглядит, как храм под открытым небом, а поверхность колодца в центре дворика - как престол...Красный цвет и надпись на лентах вполне красноречивы: "Христос анести", т.е. Христос воскресе... Ну, а форма украшений, как и многие формы атрибутики взаимствованы с Востока и зачастую взаимосвязанно накладываются на дохристианские, но вполне интуитивно восчувствованные и выразительные образы.
Центральный престол верхнего храма освящен в честь святого Герасима Иорданского. Святой Герасим является одним из духовных лидеров монашества Святой Земли. Энергичный, настоятель, обладающий организаторским и управленческим талантом, он первый смог создать прототип монастыря, где соединил отшельничество с общинным монашеством. Его вклад в идеологическую структуру монашества и в его практическое существование был огромным, не только для палестинского монашества, но и для всего православного течения в целом. В середине пятого века им был основан монастырь в южной части Иорданской долины.
В трудах по возрождению монастыря трудились русские художники-иконописцы.
На иконах в храмах Иерусалимского патриархата часто изображается в образе бегства святого семейства во Египет сын Иосифа Иаков, будущий апостол, ставший впоследствии первым епископом Иерусалимской Церкви.
В трудах по возрождению монастыря трудились русские художники-иконописцы. Верхний храм был освящен в 1882 году. Русский ряд икон иконостаса содержит в нижнем ряду сцены ветхозаветных событий, в верхнем ряду содержит иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы, св. Иоанна Предтечи, Благовещения, преп. Герасима, икону причастия преп. Марии Египетской старце Зосимой и другие. Левый придел верхнего храма освящен в честь св.Зосимы, встретившего в Иорданской пустыне святую подвижницу Марию (Египетскую) и причастившего ее. По преданию, именно из монастыря Герасима Иорданского расходились монахи в пустыню на сорок дней Великого поста. Во время этого подвига и встретил старец Зосима Марию в пустыне, подвизавшуюся в ней долгие годы, за год до ее праведной кончины.
Св. Герасим был родом из Каппадокии. На путь монашеского служения Богу он встал, будучи еще юношей. Он подвизался в Фиваидской пустыне в Египте, а затем пришел в Палестину и поселился в Иорданской пустыне. Здесь преподобный Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания. Хорошо известен замечательный эпизод из жития св. Герасима. Однажды подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность, лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой и сам умер на могиле старца и был зарыт близ гроба святого. Преподобный Герасим мирно отошел ко Господу в 451 г. По преданию, св. Герасим был похоронен около монастыря, но точное место его захоронения неизвестно.
Герасим в переводе означает - почтенный...
Фрагмент древней фрески с сюжетом из жития Герасима Иорданского
Перед этим образом молятся матери о своих детях, о зачатии ребенка и в других материнских и семейных нуждах. Чудотворным образ почитается из-за многих свидетельств благодарных паломников, получившим просимое. Монастырь основан над пещерой, в которой останавливалось Святое Семейство по дороге в Египет, скрываясь от царя Ирода, повелевшего убить всех младенцев мужского пола до 2-х лет. Здесь издревле существовал храм, посвященный этому событию. В этой пещере, соответственно, Богоматерь кормила своим молоком младенца Христа.
После нахождения питьевой воды, территория монастыря, раскинувшегося своим благодатным оазисом на территории 18 гектаров земли расцвела тенистым парком различных деревьев и сельскохозяйственных угодьев, в котором красиво поют птицы. Здесь есть пруд с рыбами, верблюды, козы, лошади, кролики, куропатки, куры, утки.
Делоникс королевский в монастыре Герасима Иорданского
Как отмечал в одном из своих трудов известный церковный ученый XIX века и секретарь Императорского Православного Палестинского Общества А.А. Дмитриевский, «в конце восьмидесятых годов истекшего столетия (XIX в. Прим. авт.) прииорданские монастыри св. Герасима, Иоанна Предтечи и Георгия Хозевита, благодаря энергичным и настойчивым стараяниям блаженейшего патриарха Никодима I, ныне пребывающего на покое на Халки близ Константинополя, при материальном содействии Императорского Православного Палестинского Общества, были восстановлены и приведены в благолепный вид, благодаря чему оживились и населились приорданские пустыни, дотоле как бы необитаемые»
No comments:
Post a Comment