Sunday, May 13, 2018

Abbay St. Gerasim, Israel

Монастырь Святого Герасима Иорданского в Иудейской пустыне




Одним из самых древних монастырей в Иудейской пустыне является основанный в 455 г. монастырь Святого Герасима Иорданского. Расположен монастырь в нескольких километрах от реки Иордан и от древнейшего города Иерихон. Тенистый двор уникальной монастырской постройки, особая архитектура древних стен монастыря, прекрасные монастырские угодья в виде тропического монастырского сада, утопающих в тени олеандров, финиковых пальм и других деревьев делают это место подлинной жемчужиной и духовным оазисом посреди безводной пустыни Иорданской долины. 

В восточной низине монастыря на песчаных обрывистых холмах сохранились пещеры, в которых, по преданию, жили преподобная Мария Египетская и святая Фотиния.


Монастырь Герасима Иорданского
Современные здания монастыря были построены в конце XIX века при содействии Русской Духовной Миссии на древних фундаментах монастыря византийского периода (VI век) и на руинах церкви XII века монастыря Каламон.
Апрель. Олеандр.В саду монастыря Герасима Иорданского
В исторических источниках географическое местонахождение современного монастыря преп. Герасима Иорданского часто соотносят с местонахождением древней лавры Каламон (в переводе с греческого (греч. καλάμια тростник). Известно, что на берегах священной реки Иордан обильно растут тростник и камыш. «Почти в трех верстах от «живой воды» еще недавно стояли развалины так называемого «Кузр-Хогла», т.е. дом или башня «Хогла», одного из древних монастырей, в котором когда-то спасались бежавшие от мирской суеты". (Джон Гейкли, 19в.). Внешне монастырь св. Герасима похож на крепость-замок, укрепленный контрфорсами. К монастырским зданиям примыкает просторный двор, в котором спокойно и уютно среди растительности. С дороги монастырь выглядит как оазис среди пустыни.
Тенистые аллеи у входа в монастырь Герасима Иорданского
Жители Иерихона и его окрестностей называют обитель Дер-Хаджла, что означает в переводе с арабского – монастырь куропатки, по-видимому в связи с обитанием этих птиц в окрестностях монастыря. Изображение куропаток имеет место в мозаичных полах верхнего и нижнего храмов современной обители, а также в скульптурных изображениях во дворе монастыря. Немного севернее обители, находится источник Эйн-Хаджла (источник куропатки в пер. с арабского языка). Упоминание куропатки находим и в Библии. В Ветхом Завете, в 15 главе книги Иисуса Навина упоминается селение Беф-Хогла (Бейт Хагла, в переводе с иврита - дом куропатки), это упоминание (примерно 1406 г. до н.э.) в Библии является самым древним краеведческим упоминанием этого места: 
«Пределом же к востоку море Соленое, до устья Иордана; а предел с северной стороны начинается от залива моря, от устья Иордана; отсюда предел восходит к Беф-Хогле и проходит с северной стороны к Беф-Араве, и идет предел вверх до камня Богана, сына Рувимова…»
Также в 18 главе книги Иисуса Навина подчеркивается, что Беф-Хогла после разделения на колена Земли Обетованной отошло к колену Вениамина:
«Вот удел сынов Вениаминовых, с пределами его со всех сторон, по племенам их. Города колену сынов Вениаминовых, по племенам их, принадлежали сии: Иерихон, Беф-Хогла и Емек-Кециц, Беф-Арава, Цемараим и Вефиль».
Мозаичный образ Иерусалимской Божией Матери напротив входа в монастырь во внешнем дворике
Монастырь святого Герасима, как его там называют, помимо всего, славится еще своими мастерскими по изготовлению мозаик. В результате землетрясения в 2003 году, пострадали древние монастырские полы, после чего усилиями настоятеля в обители была создана мозаичная мастерская и в храмах были выложены новые мозаики в древнем византийском стиле.
Во внешнем дворе монастыря Герасима Иорданского
 
Духовный оазис в пустыне - так называют монастырь Герасима Иорданского. Отзывы туристов о монастыре: "Красиво, удобно отдыхать, интересная история, большой выбор сувениров, уютная обстановка, одухотворенная атмосфера, ремесла, романтический дворик".
Легендарный лев у входа в монастырь Герасима Иорданского
Чаще всего преподобного Герасима Иорданского изображают на иконах со львом. Святой подвижник встре­тил в пу­стыне ра­не­но­го льва и вы­ле­чил его. В бла­го­дар­ность лев стал слу­жить стар­цу как до­маш­нее жи­вот­ное до са­мой его кон­чи­ны, по­сле ко­то­рой и сам умер на мо­ги­ле и был за­рыт близ гро­ба свя­то­го.
Внутренний дворик монастыря Герасима Иорданского
В монастыре очень красивый внутренний двор, окруженный арками и колоннами с четырёх сторон и устроенный по восточным обычаям. Дворик очень живописный, украшенный разноцветными флажками, вьющимися растениями, многочисленными клетками с птицами, с колодцем посредине. Гостеприимные монахи угощают здесь паломников кофе, разнообразными напитками и нехитрой вкусной снедью. Здесь все рассчитано на людей, которые проделали долгий путь, и хотят отдохнуть. 
Туристов и паломников из России встречают обычно торжественным и радостным колокольным звоном из особого уважения.
Внутри монастырской крепости обители Герасима Иорданского
Монастырь, построенный в V веке, несколько раз подвергался разрушению и запустению, но вновь возрождался. В византийский период (455-637 гг.) монастырь процветал благодаря посещениям паломников со всего православного мира. В 614 году как и все другие христианские обители монастырь подвергается нападению персов-зороастрийцев во главе с шахом Хозроем. Многие монахи были перебиты, став мучениками (в верхнем храме обители сохранились их святые мощи). В 637 году в Святую Землю вторглись мусульмане, и начался упадок монастыря, тем не менее, через некоторое время монахам удалось восстановить здесь монашескую жизнь. С 1143 до 1180 года, в период завоевания Святой Земли крестоносцами, силами Иерусалимской православной греческой патриархии в период византийского императора Мануила I Комнина и при патриархе Иерусалимском Иоанне IX, были восстановлены крепостные стены и другие сооружения монастыря, при частичном сохранении руин византийского периода. Монастырь несколько раз разрушался в результате землетрясений, поскольку находится в активной сейсмической зоне Сиро-африканского разлома, протянувшегося по всей Иорданской долине. В XIX веке монастырь получил значительную помощь от православных верующих людей Императорской России и русских православных паломников. В XX веке, в результате арабо-израильского конфликта, в период с 1948 по 1967 годы монастырь оказался в полном запустении, т.к. оказался на территории Иордании и не посещался паломниками. 
Пасхальное убранство
Новый импульс возрождения монашеской жизни, монастырь получает в 1976, когда сюда приходит служить тогда еще молодым диаконом из лавры преп. Саввы Освященного будущий настоятель монастыря, уроженец полуострова Пелопонесса в южной Греции, архимандрит Хризостом (Тавулареас), который подвизается в Святой Земле уже более 40 лет.
Монастырь на тот период находился в состоянии разрухи, дорога к монастырю отсутствовала совсем, в обители не было воды, электричества, а температура летом достигает порядка 50 градусов по Цельсию. Первые 12 лет пришлось использовать дождевую воду из цистерны центрального двора, пока не были подведены электричество и вода. Воды все равно не хватало и арх. Хризостом с рабочими арабами, вручную прокопал на территории монастыря свою скважину воды глубиной 25 метров, которая оказалась чистой и сладкой. В то время как обычно в этих местах вода из за близости к Мертвому морю бывает солоноватой и непригодной для питья. Обитель выглядит маленьким прямоугольным замком с внутренним двором. Причина такого строительства ясна: в пустыне, вблизи важных дорог – одной, проходящей вдоль Иорданской долины, и другой, ведущей из Иерусалима в Заиорданье – приходилось опасаться разбойников.
Пасхальное убранство монастырского дворика
Внутренний дворик монастыря выглядит, как храм под открытым небом, а поверхность колодца в центре дворика - как престол...Красный цвет и надпись на лентах вполне красноречивы: "Христос анести", т.е. Христос воскресе... Ну, а форма украшений, как и многие формы атрибутики взаимствованы с Востока и зачастую взаимосвязанно накладываются на дохристианские, но вполне интуитивно восчувствованные и выразительные образы.
Игумены лавры Центральный престол верхнего храма освящен в честь святого Герасима Иорданского. Святой Герасим является одним из духовных лидеров монашества Святой Земли. Энергичный, настоятель, обладающий организаторским и управленческим талантом, он первый смог создать прототип монастыря, где соединил отшельничество с общинным монашеством. Его вклад в идеологическую структуру монашества и в его практическое существование был огромным, не только для палестинского монашества, но и для всего православного течения в целом. В середине пятого века им был основан монастырь в южной части Иорданской долины.
Храмовая икона св.Герасима Образ Благовещения Пресвятой Богородицы Икона Евфимия Великого в иконостасе одноименного придела
В трудах по возрождению монастыря трудились русские художники-иконописцы.
Образ святого семейства, шествующего во Египет
На иконах в храмах Иерусалимского патриархата часто изображается в образе бегства святого семейства во Египет сын Иосифа Иаков, будущий апостол, ставший впоследствии первым епископом Иерусалимской Церкви. Весеннее торжество
Икона причастия старцем Зосимой преп. Марии Египетской в верхнем храме монастыря Герасима Иорданского
В трудах по возрождению монастыря трудились русские художники-иконописцы. Верхний храм был освящен в 1882 году. Русский ряд икон иконостаса содержит в нижнем ряду сцены ветхозаветных событий, в верхнем ряду содержит иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы, св. Иоанна Предтечи, Благовещения, преп. Герасима, икону причастия преп. Марии Египетской старце Зосимой и другие. Левый придел верхнего храма освящен в честь св.Зосимы, встретившего в Иорданской пустыне святую подвижницу Марию (Египетскую) и причастившего ее. По преданию, именно из монастыря Герасима Иорданского расходились монахи в пустыню на сорок дней Великого поста. Во время этого подвига и встретил старец Зосима Марию в пустыне, подвизавшуюся в ней долгие годы, за год до ее праведной кончины.
Святой преподобный Герасим Иорданский. Фрагмент иконы одноименного монастыря.
Св. Герасим был родом из Каппадокии. На путь монашеского служения Богу он встал, будучи еще юношей. Он подвизался в Фиваидской пустыне в Египте, а затем пришел в Палестину и поселился в Иорданской пустыне. Здесь преподобный Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания. Хорошо известен замечательный эпизод из жития св. Герасима. Однажды подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность, лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой и сам умер на могиле старца и был зарыт близ гроба святого. Преподобный Герасим мирно отошел ко Господу в 451 г. По преданию, св. Герасим был похоронен около монастыря, но точное место его захоронения неизвестно.
Герасим в переводе означает - почтенный...
Фрагмент древней фрески с сюжетом из жития Герасима Иорданского
Фрагмент древней фрески с сюжетом из жития Герасима Иорданского
Чудотворная икона "Млекопитательница" в нижнем пещерном храме монастыря Герасима Иорданского
Перед этим образом молятся матери о своих детях, о зачатии ребенка и в других материнских и семейных нуждах. Чудотворным образ почитается из-за многих свидетельств благодарных паломников, получившим просимое. Монастырь основан над пещерой, в которой останавливалось Святое Семейство по дороге в Египет, скрываясь от царя Ирода, повелевшего убить всех младенцев мужского пола до 2-х лет. Здесь издревле существовал храм, посвященный этому событию. В этой пещере, соответственно, Богоматерь кормила своим молоком младенца Христа.
Парк на территории монастыря Герасима Иорданского
После нахождения питьевой воды, территория монастыря, раскинувшегося своим благодатным оазисом на территории 18 гектаров земли расцвела тенистым парком различных деревьев и сельскохозяйственных угодьев, в котором красиво поют птицы. Здесь есть пруд с рыбами, верблюды, козы, лошади, кролики, куропатки, куры, утки.
"Огненное дерево"
Делоникс королевский в монастыре Герасима Иорданского
Оазис в пустыне
Как отмечал в одном из своих трудов известный церковный ученый XIX века и секретарь Императорского Православного Палестинского Общества А.А. Дмитриевский, «в конце восьмидесятых годов истекшего столетия (XIX в. Прим. авт.) прииорданские монастыри св. Герасима, Иоанна Предтечи и Георгия Хозевита, благодаря энергичным и настойчивым стараяниям блаженейшего патриарха Никодима I, ныне пребывающего на покое на Халки близ Константинополя, при материальном содействии Императорского Православного Палестинского Общества, были восстановлены и приведены в благолепный вид, благодаря чему оживились и населились приорданские пустыни, дотоле как бы необитаемые»
Въезд на территорию монастыря Весна Апрель

No comments:

Post a Comment