Tuesday, January 3, 2017

Caserta, Italy

ДВОРЕЦ РЕДЖА ДИ КАЗЕРТА: НЕАПОЛИТАНСКИЙ ВЕРСАЛЬ (ИТАЛИЯ). 2 ЧАСТЬ. ПАРК КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА



korolevskiy_dvorets_v_kazerte (1) (700x465, 489Kb)

Проектированием этого грандиозного по размерам парка площадью 120 га тоже занимался Луиджи Ванвителли, вдохновлённый планировкой садов европейских резиденций того времени, и в первую очередь Версаля. По задумке архитектора парк должен был сочетать традиции итальянского сада эпохи Возрождения с нововведениями Андре Ленотра.

 
Огромный партер, разделенный центральной аллеей, которая ведет от входа в парк до Fontana Margherita, должен был представлять собой регулярный французский сад с замысловатыми узорами клумб, скульптурами и фонтанами. А уже дальше должна была простираться зона итальянского сада, где доминантой служил бы каскад фонтанов.

 
Из-за смерти Луиджи Ванвителли его проект так и не был осуществлён полностью. Его сын Карл, завершавший строительство, вынужден был упростить план отца из-за недостатка финансирования, количество фонтанов каскада сократили с 19 до 6, французский сад во всей своей красе так и не был создан. Вспомним картины, о которых шла речь выше. Сегодня на месте этого планировавшегося чуда ландшафтного дизайна мы видим большущие пустынные лужайки, лес да лес вокруг и неизвестно для чего оказавшаяся здесь яркая разноцветная живность. Но она хоть немного скрашивает довольно скучные первые 700 метров пути.

1-carditello (700x294, 403Kb)
 
Парковый ансамбль простирается на 120 га, он вытянут на 3 км к северу от дворца по равнине до каскадных уступов гор.Регулярный парк был частью общего проекта, созданного Луиджи Ванвителли, но осуществлен уже после его смерти сыном Карло, который старался максимально сохранить замысел отца. В итоге парк разросся на восток и запад от дворца, что значительно увеличило стоимость, и количество запланированных фонтанов каскада сократили с 19 до 6, не нарушив при этом стройность первоначальной идеи.
 
 
Парк делится на три зоны: первая, расположенная позади дворца, предназначена для партера. Она представляет из себя просто зеленые лужайки, пересекаемые белыми прямыми линиями дорожек. Слева его обрамляет "старый лес", названный так потому, что он существовал на этом месте еще до начала строительства дворца. Справа располагаются лужайки, оканчивающиеся кустарником. Вторая зона простирается до самого водопада, откуда поднимаются холмы Бриано, покрытые лесом. Центральный элемент парка это игра воды, извергающейся из фонтанов, созданных под чутким контролем Карло Ванвителли. Третья зона, не входившая в первоначальный проект, представляет из себя английский сад.   
 

Фонтан Маргарита
 
За партером начинается длинная линия каскадов и фонтанов, первый из которых, Маргарита, поражает своей простотой. Все дело в том, что его сооружение пришлось на момент чрезвычайной стесненности в средствах.


 
Маленький замок)
 
Западная часть партера носит название Bosco Vecchio (Старый лес), поскольку он существовал здесь еще до начала строительства. Сеть аллей и дорожек устроена так, что посетитель неизбежно оказывается у Castelluccia (Маленький замок), небольшого двухэтажного павильона в форме башни, окруженной рвом. Восьмиугольная башня, вероятно, 16 века была заново отстроена в 1769 году, как место отдыха короля после шуточных битв или охоты, на месте укрепленных бастионов в 1819 году был разбит цветник. 

 
 К северу от Bosco Vecchio расположена Pescheria Grande – огромный бассейн размером 270 м на 105 м. Он снабжался водой из акведука и служил для выращивания рыбы к королевскому столу, а во время праздников здесь устраивались морские баталии. Строительство было начато в 1762 под руководством Франческо Коллечини по проекту Ванвителли. Архитектор планировал возвести в центре бассейна павильон, но в результате многочисленных изменений место павильона занял зеленый островок.
 
За ним следует первый их четырех бассейнов, его ширина 27 м, длина 470 м, и он назван Каскад Дельфинов по имени питающего его фонтана: со скалистого уступа три колоссальных дельфина изрыгают воду, а средний из них к тому же бородат и держится за скалу когтистыми лапами.

Каскад Дельфинов
 
 
 
 
 
Следующий фонтан Эола одна из незавершенных композиций парка. Проект Ванвителли 1759 года и деревянная модель 1765 года состояла из фигур Эола и Юноны в колеснице, ведомой павлинами, в окружении 54 скульптур ветров. Увы, сейчас у подножия парапета и балюстрады можно увидеть лишь 28 фигур ветров, а оставшихся не у дел павлинов разместили в галереях дворца. На стенах центрального грота находятся четыре барельефа со сценами из жизни богов Анджело Брунелли. Украшают балюстраду фигуры рабов, возможно, поставленные в память о многочисленных рабах-«турках», строивших Казерту.
 
Фонтан Эола
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вид с Балюстрады

8fa8149b852405b3be9171536edc26e5 (700x462, 390Kb)

Балюстрада экседры с двусторонним пандусом, ведущим на площадку над фонтаном, тоже украшена многочисленными скульптурными группами. Предполагают, что это изображения пленных, работавших на строительстве дворца в Казерте. Именно в тот период была проведена масштабная операция по борьбе с пиратством, и многочисленные захваченные в плен неаполитанскими кораблями турки и выходцы из Северной Африки были заняты на черновых работах на этой грандиозной стройке.

За фонтаном Эола начинается, наверное, самая живописная часть каскада. Семь ступеней, по которым падает вода, выполнены в морской стилистике. Посмотрите, какие они чешуйчатые. А какие рыбы плавают во всех казертовских бассейнах, просто на загляденье, упитанные и воспитанные. Они даже позировать на камеру не отказываются:))
 

 
 
 
 
Fontana di Cerere выполнен из каррарского мрамора скульптором Гаэтано Саломоне. Он же автор фонтана Дельфинов и один из создателей фонтана Эола. Фонтан Цереры украшен дельфинами, тритонами, нереидами. Две скульптуры с большими кувшинами олицетворяют две крупные сицилийские реки - Oreto и Simeto, в центре фонтана фигура богини урожая и плодородия Цереры , в руках у неё символ Сицилии - тринакрия. Этот фонтан - очередное напоминание о статусе владельцев дворца - Короли Обеих Сицилий.
 
 
 
 
 
Скульптуры едят морскую капусту
 

Сидящая в окружении наяд, тритонов и дельфинов Церера держит в руках медальон с изображением трискелиона.
ТРИСКЕЛИОН (от греческого «трискелис» — трёхногий). Древний символический знак в виде трех ног, трех спиралей, (обязательно трех). Символ в виде трёх бегущих ног, выходящих из одной точки.
Символ триединства, три стадии жизни: рождение - жизнь - смерть. У кельтов это главное число, к которому можно свести все бытие: начало – середина – конец, прошлое – настоящее – будущее, небо – земля – вода… 
Сейчас используется, в частности, на флаге области Сицилия
 
Последний фонтан Большого каскада - Fontana di Venere e Adone, в бассейне которого вода тоже падает по ступеням и образует несколько мини водопадов. Скульптурная группа, изображающая Венеру, отговаривающую Адониса идти на роковою для него охоту, где он будет убит вепрем, полностью выполнена из мрамора.
 
Смерть Адониса
Бог Арес (Марс) из ревности решил погубить Адониса. Богиня Артемида (Диана) предупредила об этом Афродиту (Венеру), которая старалась всеми силами убедить своего любимца отказаться от охоты. Но все мольбы богини Афродиты остались тщетными: юноша Адонис пренебрег ее советами и отправился на охоту.

Богиня Афродита (Венера), тщетно прождав возвращения Адониса, отправилась на поиски. Афродита искала Адониса повсюду, пробираясь сквозь кустарники. Тернии рвали одежды богини Афродиты и царапали ее лицо и руки до крови. Всюду, куда падали капли крови Афродиты, вырастали благоухающие розы.

Афродита нашла наконец своего любимца Адониса, но уже без признаков жизни: Адониса убил вепрь. Богиня Афродита превратила Адониса в цветок анемона.

Адонис (или Адонид) — герой греческой мифологии, сын кипрского царя Кинира и его дочери Мирры, возлюбленный Афродиты (Венеры).


 
 Большой каскад 
 
Итак, мы на самом верху. Вода поступает в Казерту за несколько десятков километров по акведуку Вантинелли и сбегает по каменистому ложу холма в зеркало фонтана Дианы и Актеона. Это самый интересный фонтан парка.

kСЏ (690x518, 76Kb)

Завершает перспективу фонтанов Большой каскад (Cascata Grande). Вода, поступавшая раньше из акведука, падает живописным водопадом с высоты 82 м в обширный бассейн, где разворачивается сцена из античной мифологии. Фонтан Дианы и Актеона открытый в 1762 году состоит из двух скульптурных групп – собирающейся купаться Дианы в окружении нимф и Актеона, на наших глазах превращающегося в оленя, которого готовы растерзать охотничьи собаки. Скульптуры размером в натуральную величину расположены таким образом, что создается ощущение реальности. С площадки у фонтана открывается великолепный вид вниз на долину и дворец, за которым в дымке виден Неаполь.
 
452 (700x350, 356Kb)
 
Это мраморное воплощение античного мифа о том, как Актеон во время охоты случайно оказался там, где богиня Диана в окружении своих нимф решила "принять водные процедуры". Нет чтобы побыстрее скрыться с места преступления, Актеон решил понаслаждаться открывшейся картинкой, за что и поплатился. Разгневанная Диана в качестве наказания за любопытство превратила охотника в оленя, охотничьи собаки не узнали своего хозяина в новом обличье. В итоге кровавая концовка - Актеон растерзан собаками, Диана довольна.



http://photos.streamphoto.ru/f/4/1/e2f717075f655a7e2222dfc123e0f14f.jpg

 
Актеон-и-Дианаартемида-2-960x660 (700x481, 439Kb)
 

rc-4-5715 (700x469, 510Kb)
В свое время, когда Карл VII решил строить свой дворец именно на этом месте и озвучивал архитектору свои амбициозные хотелки, он не учел один момент - с водой в этой местности напряжённо. Решением этой сложнейшей задачи - напоить водой Казерту, занялся архитектор Луиджи Ванвителли.
Вид с самой высокой точки
По его проекту от подножия горы Табурно, где немало источников, проложили водовод длиной 38 км. Но на пути этого водовода встретилась одна большая сложность - долина Маддалони, через которую по примеру древних римлян построили акведук,Acquedotto Carolino, названный в честь короля. А вот второе название этого инженерного чуда уже в честь его проектировщика и создателяАкведук Ванвителли

Длина этого гиганта 529 метров, а высота 56 метров. Для сравнения знаменитый римский акведукPont du Gard- длина 275 м, высота 47 м.Acquedotto Carolinoпредставляет из себя 90 арок, стоящих одна над другой, в три этажа. Строили это техническое чудо всего 9 лет, с 1753 по 1762. После постройки огромного водопроводного комплекса воды хватало и для дворца с его огромным парком, и для поселка Сан-Леучо с его шелкопрядной фабрикой, и для орошения окрестных полей, и для многочисленных мельниц, а также для городкаСант-Агата-де-Готи.


За 250 лет сооружение это выдержало три немаленьких землетрясения – на совесть строили. Знаю, что в наше время акведук по назначению не используется. 

Английский сад
Разбит он был по желанию супруги Фердинанда IV Марии Каролины. Над созданием первого в Италии ландшафтного сада начиная с 1785 года работали Карло Ванвителли и английский садовник John Andrew Graefer. На площади в 24 гектара в короткое время были созданы холмы, луга, пруды и каналы, питаемые водами все того же Acquedotto Carolino. Были завезено множество новых растений из разных мест. В оранжереях и теплицах размещали образцы диковинных растений с целью их изучения и размножения.


Несмотря на кажущуюся естественность, большая часть растений высажена здесь как в ботаническом саду в соответствии с общим замыслом. Растения свозились из самых различных областей королевства, из других европейских стран и даже из Австралии, Японии и Китая. Грефер покинул королевство в 1798 году вместе с королевской семьей на судне адмирала Нельсона, оставив парк на попечение трех своих сыновей, которым удалось сохранить его, не смотря на все перипетии начала 19 века.





Дошли до так называемого Дома пчел, который первоначально использовался Ванвителли как резервуар для воды, затем для разведения пчел, в 1826 году был преобразован в теплицу, а сейчас это театр под открытым небом. Да, если когда-то здесь жили пчёлки, то впечатляет. Действительно королевский домик для королевских пчёл. К сожалению, сфотографировать это полукруглое строение не удалось, на воротах замок, а весь вид на него перекрывает огромный рекламный щит.

Водоёмы.


Рядом с площадкой у подножия Большого каскада находится Английский домик (Casino Inglese) – дом и лаборатория Грефера. К югу от дома несколько оранжерей, розарий и Аквариум, круглый бассейн, разделенный на секции, в каждой из которых растет редкое водное растение. Дальше к востоку простирается собственно парк в стиле романтизма, где среди зарослей встречаются античные руины и скульптуры.

15-jpg (700x525, 473Kb)

В саду то там, то тут встречаются имитации древнеримских развалин - дань моде того времени, навеянной активно проводившимися в то время раскопками в Помпеях. Вон тот домик на воде, что на втором фото выше - имитация развалин римского храма, украшен двумя древнеримскими колоннами, вывезенными с помпейских раскопок. Вот времена были - всё, что понравилось, тащили к себе "на дачу, на дачу...", в хозяйстве пригодится.

Один из самых таинственных и очаровательных уголков Английского сада -Купальня Венеры. Статуя богини из каррарского мрамора работы Томмазо Солари в центре небольшого водоёма. Цвет воды необыкновенный, какой-то волшебный. Окружающий лес - лавры, дубы, монументальный ягодный тис.


 
Это небольшое озеро полукругом охватывает Cryptoporticus - пещерная галерея с полукруглым сводом, украшенная колоннами, пилястрами и классическими статуями, найденными при раскопках и из личной коллекции семьи Фарнезе.
File:Caserta-reggia-15-4-05 177.jpg
 
 


royal-palace-of-caserta (700x466, 456Kb)


No comments:

Post a Comment