Шартрский собор. Интерьер и витражи. |
После того, как мы обошли собор кругом и рассмотрели внимательно скульптуру на фасадах, зайдем внутрь и полюбуемся на витражи собора.
Главный неф собора - один из самых широких - 16 метров 40 сантиметров, высота - 37 метров 25 сантиметров.
Обычный план церкви делался в виде креста. Нартекс, алтарь и неф - три части собора символизировали Троицу, триаду человека ( дух, душа и тело ) .Три розы собора, которые можно увидеть одновременно, стоя на средокрестии, тоже символичны.
Тут надо еще вспомнить про шартрскую философскую школу, которая увлекалась античной философией и идеей символики цифр. Цифра 3 обозначала небесное, 4 - квадрат, землю. Круг - идеальная божественная фигура, символ неба. Поэтому вполне объяснимо, что роза собора, в которой видно небо - круглая, окна - арочные, а входная дверь - прямоугольная.
Если перемножить 3 и 4 - то мы получим единство земного и небесного, что является главной идеей церкви, это место, где проходит таинство соединения человека и Бога. Поэтому роза собора разделена на 12 частей. Создана она около 1200 го года.
Композиция изображений на розе напоминает канон росписи византийских и наших православных храмов. В центре Иисус Христос, на парусах 4 евангелиста, несущих, как корабли учение в мир и архангелы.
На розе евангелисты обозначены своими символами : телец, орел, ангел, лев.
Синий цвет, божественный, горячий красный, зеленый, символ надежды , которую принес людям Христос.
Роза красиво сочетается с арочными окнами ниже.
Изготовление витражей было делом недешевым и обычно осуществлялось на деньги донаторов ( теперь их чаще называют спонсорами) . Содержание витража часто задавалось самим жертвователем, что логично, таки проплатил. Чаще всего это было житие какого-то святого, который покровительствовал знатному человеку или цеху. В соборе есть витражи цеховые, есть те, которые заказывали богатые люди.
И , конечно, был основной канон, по которому северная сторона храма отдавалась сюжетам из Ветхого завета, южная - из Нового завета. Западный портал был отдан теме Страшного суда. В апсиде - рождение, страсти, воскресение и вознесение Христа.
Поскольку храм был посвящен Деве и был хранителем реликвий, связанных с Девой Марией, то были витражи,посвященные богородице.
Самый старый из витражей собора, как раз изображает Деву Марию с младенцем Иисусом. Он был еще в старом романском соборе и впоследствии перенесен и заново смонтирован. Голова Марии при этом немного отклонилась от классического фронтального положения.
Фигура Богоматери окружена ангелами и голубями, которые символизировали святой дух.
Так же, как скульптура собора, витражи были наглядным пособием для изучения текстов Библии. Художники, создававшие витражи, проявили выдумку и мастерство в композиционных приемах сюжетов витражей. Несмотря на условность изображения людей, сюжеты вполне прочитываются и есть сцены, в которых закомпановано много людей, что, конечно сложно на маленьком фрагменте.
Вот этот, с охотниками,собаками и лошадьми очень хорош.
Благовещение.
К сожалению, высоко находятся цеховые витражи и плохо различимы глазом их рисунки. Сюжеты витражей рассказывают о жизни 13 века. Витражи хора были даром корпораций суконщиков, виноделов, булочников, менял и многих других.
Среди витражей, есть созданные в разные века, в том числе и в технике гризайли, с красивыми орнаментальными рисунками.
Синий цвет витражей, секрет которого утерян, так и называется "шартрский синий"
Одна из любимых идей католической церкви - идея пути. Подразумевался, разумеется, путь к Богу. Шартрский собор был на дороге паломников в Сантьяго- де Компостела. Торжественное шествие по церкви священников тоже было частью этого пути. Даже сама архитектура католического храма - базиликальная, вытянутая, предполагала возможность такого шествия. В православной церкви прижилась другая идея - предстояния человека перед Богом.
Идея пути выражена в соборе лабиринтом, который появился в 1205 году. Сейчас он заставлен стульями, а когда-то свободный пол с лабиринтом был местом, где любой мог проползти на коленях путь паломника, имитирующий путь в реальности.
У собора есть свои тайны, писатель Луи Шарпантье связывает собор с тамплиерами, в своей книге В своей книге «Тайны Шартрского собора» Шарпантье приходит к выводу, что строители Шартра, и особенно авторы проекта, имели в руках некий текст невероятной научной ценности, который вполне мог быть Таблицами Закона, доставленными из Святой земли рыцарями-тамплиерами. Согласно легенде, передовые познания в архитектуре принесли с Востока первые рыцари-тамплиеры. Девять французских рыцарей, сподвигнутых Бернаром Клервоским, основателем цистерцианского монашеского ордена, отрешились от всего мирского и отправились на поиски «таинств», хранящихся, согласно поверью, в святилище под руинами храма Соломона в Иерусалиме. Подозревали, что во время своего десятилетнего похода рыцари занимались оккультными науками. Когда в 1128 году они вернулись, во Франции распространился слух, будто они нашли Ковчег Завета, в котором якобы хранились тайны Божественного закона, управляющего в том числе числами, весами и мерами, включая так называемое «золотое число» – 1,618.
Так это или нет, но многие исследователи считают, что монахи-цистерианцы были причастны к распространению готики.
Много всяких домыслов связано с собором, например, что карта главных французских соборов повторяет очертания созвездия Девы, в котором самая яркая звезда соответствует собору в Реймсе, где короновались французские короли.
В интерьере собора есть еще красива резная ограда, отделяющая алтарную часть.
Для тех, кто хотел бы подробно рассмотреть витражи и узнать их историю, я могу рекомендовать хороший фильм "Витражи шартрского собора".
No comments:
Post a Comment